Последние годы рекрутинговая компания HeadHunter с разной периодичностью мелькает в заголовках СМИ благодаря своим судебным разбирательствам с сервисами по автоматизации рекрутинга. HRbazaar решил составить хронологию событий и выяснить, что же всё-таки стоит за этими исками и судами.
2013 — январь 2018
В 2013 году рекрутинговая компания HeadHunter начала борьбу с массовым скачиванием резюме из их базы и запретила работу с автоматизированными системами на сайте. Скачать резюме можно было двумя способами: через API, запрашивая данные из базы HH, и через расширения в браузере. Год назад компания разрешила пользоваться API легально, но сделала этот вариант платным. А вот с теми, кто пользовался плагинами, решила бороться.
26 января 2018 года
Свою борьбу HeadHunter начал с сервиса автоматизации рекрутмента FriendWork и подал против него иск в суд. 26 января Московский городской суд частично удовлетворил жалобу и запретил использовать базу данных HH на сайте friendwork.ru. Позже гендиректор FriendWork Александр Красс сообщил, что они достигли мирового соглашения с HH.
4 мая
Месяцем позже HH подал иск против сервиса Робот Вера. Однако Мосгорсуд этот иск отклонил и объяснил своё решение отсутствием доказательств того, что «Робот Вера» использует базу данных HH. Представители HH, конечно, с решением суда не согласились и заявили, что будут определять дальнейшие шаги борьбы после получения судебных документов.
11 февраля 2019 года
В преддверии Дня всех влюбленных компания HeadHunter начала блокировать своих клиентов, использовавших сторонние системы автоматизации рекрутинга. Среди таких сервисов оказались Potok, Huntflow, FriendWork и Робот Вера. Первым о блокировке заявил бета-тестер FriendWork Максим Борщев: «Если вы пользуетесь расширениями от Huntflow, FriendWork или им подобными, вас ждёт блокировка на HeadHunter».
К негодующим рекрутерам присоединились и сами сервисы: Робот Вера напоминала о двух решениях суда в их пользу, FriendWork и Potok недоумевали, почему от клиентов Huntflow не поступало никаких жалоб, хотя все они используют API.
Наша база резюме является интеллектуальной собственностью и основным активом нашего бизнеса. Предоставлять её в открытое пользование недопустимо с точки зрения обеспечения безопасности персональных данных 38 млн соискателей, размещающих резюме на hh.ru.
Александр Джабаров, представитель HeadHunter:
Прежде всего, хочется уточнить, что блокируем мы не Potok или FriendWork, а нелегальную работу с нашим сайтом. На рынке сейчас достаточно решений, предоставляющих аналогичные функции, но совершенно легитимно и c соблюдением условий пользования сайтом.
Никита Филимонов, бренд-директор HeadHunter
Кроме того, Александр Красс — генеральный директор FriendWork — обвинил HeadHunter в недобросовестной конкуренции. Речь идёт о дочернем проекте компании Talantix, главная задача которого — объединить в одной базе резюме кандидатов с разных сайтов. Проект, очевидно, является прямым конкурентом сервисам Potok, Friendwork, Huntflow и Робот Вера, т.к. выполняет те же функции по автоматизации рекрутинга. О том, что HeadHunter таким образом защищает свой неконкурентоспособный продукт, заявил и создатель Potok’а Кирилл Николаев.
12 февраля
HeadHunter решил сотрудничать с одним из сервисов для автоматизации рекрутинга — правда, не из списка вышеперечисленных. Компания купила 25% стартапа Skillaz. В отличие от Talantix’а, который направлен на малый и средний бизнес, Skillaz нацелен на крупные компании.
17 апреля
К апрелю шум вокруг HeadHunter’а и рекрутинговых сервисов стих. Внезапно на сайте Федеральной антимонопольной службы появилась статья о том, что они начали расследование о злоупотреблении HH доминирующим положением на рынке. Заявление подал разработчик сервиса по автоматизированному подбору персонала, но какого именно сервиса — в антимонопольной службе не уточнили. ФАС начала разбирательство, причём не только по HH, но и по Superjob и Работа.ру.
«База резюме зарегистрирована как нематериальный актив и неинтеллектуальная собственность компании. Позиция компании будет сформирована после изучения претензий ведомства», — сообщили в пресс-службе HeadHunter.
«Superjob ничего не ограничивал пользователям. Вероятно, жалоба поступила нашим конкурентам, и заодно решили проверить нас, как крупнейший сервис в этом сегменте. Однако нам еще не поступали никакие запросы из ФАС», — заявила пресс-служба Superjob агентству RNS.
27 мая
ФАС решила не смешивать все три компании, а выделить отдельные дела в отношении каждой из них. Дело в отношении HeadHunter’а должно были рассматривать 3 июня, но его перенесли на неопределенное время по просьбе самого HeadHunter’a. В пресс-службе ФАС нам сообщили, что рассмотрение дела будет проходить 22 июля.
22 июля
ФАС не опубликовала никакой информации по слушанию, поэтому мы вновь обратились в пресс-службу, а нам вновь сообщили, что рассмотрение дела перенесено — теперь уже на начало сентября. Представители HeadHunter комментировать решение ФАС отказались.
26 августа
Мы связались с генеральным директором сервиса Friendwork Александром Крассом. Многие комментаторы под материалами об этих событиях считают, что именно Александр подал иск против HeadHunter. Он прокомментировал это мнение следующим вопросом:
«Безусловно, мы были опечалены отношением HeadHunter’а к индустрии, когда пошли определённые блокировки многих пользователей различных сервисов. Нас на самом деле это затронуло в меньшей степени. Поэтому, конечно, мы вступили в дискуссию, очень активно разговаривали с общественностью и выходили на контакт с HeadHunter’ом, чтобы максимально нивелировать вред для пользователей рыночных сервисов. В итоге я понимаю, что многие заинтересовались этим. Логично, что всё это пошло в СМИ, поэтому совершенно естественным образом было в нашей стране отреагировать на подобную ситуацию».
Материал будет дополняться
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться