Егор Мостовщиков, Новая газета
Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2008/color39/06.html
13 октября 2008 г.
Фрилансеры (внештатные работники) крупных городов мира за последние три года создали новую модель работы — коворкинг (co-working). Вместо того чтобы работать дома, современные надомники снимают общее помещение и, оставаясь свободными, работают вместе, общаются и обмениваются опытом, заказами и клиентами. В середине года коворкинг пришел на территорию СНГ — сначала в Киев, затем Екатеринбург и Санкт-Петербург; в проекте создание коворкинг-центров в Тольятти, Алуште, Одессе, Перми, Омске.
Коворкинг-офис «Jelly», Сан-Диего
В Москве полноценного коворкинга нет, хотя предпринимались неоднократные попытки. Что это такое, как это выглядит в регионах и у нас, что получилось, а что не очень, и что ждет столичный коворкинг в будущем — в материале нашего корреспондента.
Слабоосвещенные пустые коридоры Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) заполнены тягучим запахом булочек и столовой. За выходящей на узенькую лестницу третьего этажа широкой белой дверью раскинулся первый, единственный и пока еще даже официально не открывшийся столичный коворкинг-центр «Co-pie» — почти безлюдные 700 квадратных метров. Лабиринт бесконечных серых офисных перегородок делает помещение похожим на пчелиные соты, в которых то тут, то там тихо работают молодые люди. Девушка Саша, администратор, устраивает мне экскурсию:
— Вот переговорная, здесь вот ребята работают, вот здесь склад неиспользованной мебели, а здесь у нас туалет, — Саша приоткрывает дверь и показывает кафельную прихожую, в которой стоит тумба, мусорное ведро с пепельницей, стулья, кресло и белая доска. У тумбы сидят женщина и мужчина и что-то обсуждают. — Здесь можно курить, и все важные вопросы решаются, как правило, здесь.
Показывает мне комнату отдыха — такой же, как и все остальные, огражденный перегородками сектор, но со стеклянными столами, большим коричневым кожаным диваном, разноцветными пластмассовыми стульями, шкафом с провизией (в основном печенье) и микроволновой печью, магнитной белой доской и офисным алтарем — кулером с водой. На доске красным и зеленым маркерами выведен пухлый, игривый заголовок «ХОТЕЛКИ», под которым клиенты центра записывают, чего им не хватает для счастья. Среди прочего — телефон, боксерская груша, перекладина для подтягивания, холодильник и приватный туалет.
Доска в комнате отдыха в коворкинг-центре «Co-pie», Москва
«Co-pie» — первая компания в столице, предлагающая услуги по сдаче рабочих мест по абонентской системе. Это значит, что испытывающий неудобства при работе на дому фрилансер или начинающая бизнес-компания, вместо того чтобы пытаться найти офис за большие деньги и заниматься его обустройством, платит в три-четыре раза меньше и получает, во-первых, полноценное место для труда, во-вторых, рабочую атмосферу, а в-третьих, самое главное, возможность профессионально расти и общаться в среде «близких по духу» людей. Основа философии коворкинга — маленькая трудовая биржа, где постоянно происходит обмен заказами, клиентами, опытом и идеями.
Плата за рабочее место это, в сущности, ежемесячный членский взнос, который открывает дорогу в «естественный бизнес-инкубатор», как называет «Co-pie» его учредитель Никита Филиппов:
— Коворкинг — место, где ты можешь работать и не тратить 30—40% своего времени, чтобы говорить, как босс большой компании: «Так, Зиночка, не забудь вот эту бумажку. И вот ту». В идеале коворкинг-центр, это офис, как у Google: тебя кормят, поят, рабочее место как угодно завалено, царят неформальные отношения. О тебе заботятся, а ты должен только работать. И построено все на личной мотивации.
Чтобы максимально приблизиться к идеалу, организаторы коворкинг-центра проводят «альфа-тестирование» за счет замечаний и пожеланий немногочисленных клиентов, появившихся после неофициального открытия в начале сентября. Полноценное открытие для всех желающих планируется на ближайшие дни.
В СНГ коворкинг пришел через три года после его появления (см. «под текст»). Первый офис открылся в Киеве, затем в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Вовсю идет работа над открытием центров в Алуште, Одессе, Перми, Омске, Тольятти.
Алексей Глазков из Екатеринбурга, 23 года, основатель одного из самых интересных коворкинг-офисов в СНГ, рассказывает про свой опыт:
— Понятие «co-working» появилось в моей жизни, наверное, месяцев пять назад — тогда на сайте «Вебпланета» опубликовали статью из New York Times про американского программиста, решившего совместить плюсы офисной и домашней жизни-работы. Заметка меня очень заинтересовала, и когда я прочитал ее своему партнеру Станиславу Бодягину, который хорошо осведомлен о моих целях (Алексей реализует расписанный на 7 лет план создания структуры, которая «служила бы опорой для тех, кто стремится развиваться коммерчески и психологически», он сказал: «А что тянуть? Давай сделаем?». И мы, в лучших традициях Брэнсона, послали все к черту и стали «делать коворкинг».
Алексей и несколько присоединившихся к нему человек осмотрели около 20 различных помещений, устроили голосование в крупном интернет-сообществе «Хабрахабр» и выбрали четырехэтажную башню с винтовой лестницей в здании напротив ж/д вокзала. Текущую организацию работы в «Башне» Алексей характеризует как «коммунальная работа»: как общага в университете, только здесь не студенты живут, а люди работают.
Недавно участники «Башни» спозиционировали себя на внешнем рынке как сплоченную организацию. Их умение «вкусно готовить» разные бизнесы из состояния задумки до как минимум стартапа* дало возможность называть себя людьми, предоставляющими услуги «управление проектами» и «развитие новых направлений бизнеса»:
— Многие компании не против расширить область своего развития на еще 1—2 направления, — рассказывает Алексей, — но часто не представляют, что именно нужно делать, или не имеют для этого достаточно людей. Тогда они создают вакансию «управляющего проектом» и пытаются найти человека, который бы быстро «въехал» в тему и качественно сделал нужную работу. Тут-то и появляемся мы, все в белом, и продаем свои услуги на тех же условиях, что и выдвигались компанией (то есть тот же месячный оклад, качество и сроки). При этом компания получает не одного сотрудника, с которым связаны определенные траты и риски, а целую команду, которая и сработает быстрее, и за результат поручится.
Главный плюс и качество коворкинга в «Башне» реализовалось полностью: наличие профессионалов разных специальностей (среди них бухгалтер, юрист, рекламщики, программисты) привело к тому, что происходят мощные мозговые штурмы и все вопросы и проблемы решаются мгновенно. Очень часто, радуется Алексей, за счет наличия у людей разного видения мира удается получить ответ на волнующий вопрос, не вставая со стула:
— Это совершенно поразительная вещь. Никогда раньше не встречал такой синергии, хотя довелось работать в четырех разных компаниях, видеть работу еще десятка других. В них есть какой-то смутный напряг. А здесь все само решается.
Сейчас все свое время Алексей Глазков тратит на расширение и улучшение сети коворкинга в родном городе. В планах — создание функционально раздельных офисов: скоро открывается «Инжи» под инженерную тематику, «Адиум» для проведения семинаров и конференций, «Интро» для приема клиентов «по высшему разряду».
В Москве с начала года было предпринято несколько попыток, но успехом увенчалась только инициатива 22-летних Никиты Филиппова и Дмитрия Кузнецова.
«Московоркинг», который долгое время называли первым в столице офисом новой модели, представлен плохо работающим сайтом. Контактного телефона нет, на письма ответы не приходят. Аналогичная ситуация с центром «Life Creativity Lab.», открытие которого было анонсировано на начало сентября. Ожидания и расчеты создателей офиса «Для друзей» на станции метро «Белорусская» не оправдались, поэтому они решили в только что отремонтированном помещении открыть магазин.
— Есть два важных момента, почему коворкинг работает и в Екатеринбурге, и в Санкт-Петербурге, — комментирует Никита Филиппов. — Первое: дешевле рынок аренды офисов. Во-вторых, там это, как правило, друзья, которые ограничиваются большой арендуемой квартирой. Основная их цель — снижение ежемесячных затрат. Москва же немного другой город, взрослее, капризнее. Здесь сделать это сложней.
Сейчас услугами «Co-pie» пользуются 13 человек. Это сотрудники еще не запущенного трехмерного мебельного онлайн-каталога Roomix; музыкальной подкаст-сети Tunestory; музыкального развлекательного генератора Muzicons, фонда бизнес-ангелов Addventure; дизайнеры онлайн-игры «Супергерои»; а также работники интернет-проекта «Кинокруг».
По прогнозам генерального директора «Co-pie» Дмитрия Кузнецова, для заполнения офиса потребуется чуть больше месяца. Человек, желающий работать в коворкинг-офисе, должен предоставить свое резюме и портфолио, рекомендации от бывших работодателей. Это нужно для того, чтобы организаторы поняли, подходит ли им человек.
— Нельзя же посадить рядом абсолютно несовместимых людей, — говорит Никита Филиппов. — Антисоциальный тип либо каплю дегтя капнет, либо убьет всех. Поэтому те, кто про нас говорит, что мы, мол, тупо сдаем «койко-место» для работы, не правы. Наша задача — не выпускать ситуацию из-под контроля. Хочется, чтобы всем было public good — все довольны. Лампочку закрутил и сразу видишь, что всем хорошо.
На вопрос «Что ждет коворкинг в Москве?» создатели «Co-pie» отвечают, что могут только гадать:
— Мы хотим, чтобы коворкинг развивался, — рассказывает Никита Филиппов, — это реально удобно. Думаю, что, несмотря на российскую уникальность и наш «особый путь», о котором все любят говорить, модель, прижившаяся на Западе, приживется и у нас. Возможно, это превратится, как на Западе, в новый стиль работы: люди работают на себя в этом кубе, коворкинге, куда заливаются заказы, как в одну большую компанию. И там они уже внутри раскидываются, как на бирже.
Ясно, что попытки открыть офисы совместной работы еще будут предприниматься. Вопрос в том, как это лучше всего сделать, чтобы все работало. Сами ребята собираются весной сделать еще три-четыре офиса в Москве, а с лета начать выходить в регионы. Начнут с Твери, чтобы, как говорит в шутку Дмитрий Кузнецов, «пойти по этапу». Следующие «пространства» будут менее офисно выглядеть — сейчас определенные ограничения на внешний вид накладывает руководство МЭСИ.
Евгений Савин, генеральный директор компании «Датигра», называет коворкинг «коровником». Его компания собирается открыть в Москве после Нового года «Зеленый Коровник»:
— Коворкинг должен состоять в цепочке проектов, событий. У нас есть пять разных проектов: информационный, венчурное финансирование, создание и поддержание стартапов, мероприятия для инвесторов и стартаперов и, собственно, сам коворкинг. Для нас важно, чтобы все эти пять проектов создали между собой взаимодействие. Коровник — это часть цепочки, без которой она не будет эффективна. Ведь это место, где коммьюнити, сообщество, которое нельзя потрогать, становится реальным, доступным. Будучи частью инфраструктуры, «Коровник» сам наполнится людьми и станет центром встреч и мероприятий. Это все-таки совсем другое по сравнению с простой сдачей офисного помещения.
* Startup — англ. запускать. Недавно созданная компания, еще не вышедшая на рынок.
Под текст
Коворкинг — английское co-working — значит «совместно работающие». Новая модель труда, включающая в себя совместную аренду помещения для более эффективной производительности, появилась в 2005 году, когда молодой американский программист Бред Ньюберг встал перед выбором: жестко контролируемая офисная жизнь или фриланс на дому со всеми вытекающими. Он решил совместить лучшие качества обоих вариантов: снял большое помещение в офисном здании и предложил всем желающим к нему присоединиться.
С тех пор это явление распространилось по всему свету. Каждый член коворкинг-офиса каждый месяц платит сумму, размер которой зависит от того, какое место за ним закреплено — постоянное или то, которое в данный момент свободно.
Аренда стола и ключей для круглосуточного доступа в офис составляет в среднем $350 долларов в месяц, просто ключей без закрепленного места — около $250. В екатеринбургской «Башне» — от 2500 до 6000 рублей.
В «Co-pie» цена за место на одного человека варьируется в зависимости от срока аренды между 9500 и 12 000 рублей. Офис для компании от 4 до 6 мест в месяц — 50—70 тысяч рублей. В Москве средняя цена годовой аренды метра офисного пространства составляет от 300 до $600.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться