Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Учиться никогда не хватит

16 ноября 2009, 19:18 | Аналитика, L&D, HR-экономика,
Учиться никогда не хватит

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию, член-корреспондент РАН Гаджимет Сафаралиев
Источник: www.novayagazeta.ru
16 ноября 2009 г.

Подготовленные сегодня правительством программы «непрерывного образования» помогут не растеряться трудящимся в кризисные времена, повысив свои навыки для будущего

В период экономического кризиса, вызвавшего резкое сокращение производства, уменьшение числа рабочих мест в ряде секторов российской экономики, резко возрос спрос значительного числа категорий работников на программы опережающего обучения — как своеобразной формы защиты своих интересов на рынке труда. По сути, такое поведение явилось новым «вызовом» системе образования, органам исполнительной власти различных уровней в части создания целостной многоуровневой системы удовлетворения образовательных потребностей, связанных с изменением ситуации на рынке труда.

В толковых словарях «опережать», как правило, означает «поспевать куда-либо или успевать в чем-то ранее, прежде другого». Так в чем и кого должны опередить учреждения профессионального образования, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, предприятия, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, и их работники?

Понятие «опережение» связано с перспективой, прогнозированием, предвосхищением развития какой-либо ситуации. Последнее из этих понятий — предвосхищение — является наиболее точной характеристикой деятельности учреждений профессионального образования, работодателей, органов власти, призванных создавать для трудоспособного населения широкое поле возможностей получения новых знаний и навыков, а в итоге — возможностей трудовой мобильности, в том числе и перехода в новые для работников сектора экономики.

В условиях экономической нестабильности проблема обеспечения занятости работников, подлежащих увольнению, приобрела особую остроту. Именно в период, когда работник трудится в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, находится в отпуске без сохранения заработной платы, не работает в связи с временной приостановкой предприятия или в отношении него проводятся мероприятия по высвобождению, ему должна быть предоставлена возможность пройти опережающее профессиональное обучение. Такое обучение должно учитывать требования рынка труда, то есть речь идет об изменении профессии (специальности), освоении смежной профессии или повышении квалификации в рамках прежнего направления деятельности.

Для решения этой задачи Правительством РФ были утверждены Основные мероприятия по оздоровлению российской экономики в 2009 году, принято постановление от 31 декабря 2008 года «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Этим постановлением из федерального бюджета выделено более 43 миллиардов рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ, утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, направленных на софинансирование следующих региональных программ:

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Благодаря четким и эффективным действиям Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Роструда, других органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях для многих работников, оказавшихся под угрозой увольнения, были созданы возможности получения новой работы, удалось предотвратить возможный социальный кризис.

Вместе с тем перечисленные действия вряд ли можно охарактеризовать как опережающие. Скорее это меры по ликвидации последствий. И если обратиться к нашему недавнему прошлому, то мы увидим, что в истории новой России высшим органам власти уже не раз приходилось решать аналогичные задачи при возникновении кризисных явлений в экономике. Так, 5 февраля 1993 года Советом Министров — Правительством РФ было принято постановление «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В августе 1996 года Федеральной службой занятости было подготовлено письмо «Об опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников». Важную роль в содействии занятости трудоспособного населения сыграла федеральная целевая программа «Содействие занятости населения Российской Федерации на 1997—1998 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ.

Сегодня в ходе модернизации системы российского образования перед нами стоит задача перехода к модели непрерывного образования, которая изначально настраивается на опережающее предложение услуг по обучению работников всех секторов экономики, строится на активном маркетинге образовательных потребностей различных категорий пользователей этих услуг. В конечном счете призвание человека — не в обязательной смене профессии, а в обеспечении высокого мастерства, достигаемого «образованием через всю жизнь», то есть постоянным совершенствованием знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимся содержанием труда и новыми технологиями.

Именно стратегия развития непрерывного профессионального образования может и должна привести к созданию реальных возможностей для предоставления всем работникам широкого поля возможностей получения новых знаний, навыков, компетенций. Эффективное использование этих возможностей, а значит, и гарантии качества переобучения высвобождаемых работников, эффективность использования бюджетных средств, которые выделяются государством на их переподготовку, в значительной степени будут зависеть от слаженной работы учреждений профессионального образования и Государственных инспекций труда в субъектах РФ. Однако, с учетом уже имеющейся практики, надо иметь в виду, что:

— тема опережающего обучения становится крайне актуальной для многих работодателей только в тот момент, когда их предприятия в связи с ухудшением общей экономической ситуации оказывались в тяжелом финансовом положении, не имели средств на оплату услуг учреждений образования по повышению квалификации своих работников, их переориентации на новые сферы деятельности;

— лишь незначительное число предприятий создало у себя современные службы управления персоналом, которые могут организовать системную работу по повышению квалификации, переподготовке работников исходя из стратегии развития предприятия, планов внедрения новых технологий;

— разработка учреждениями профобразования конкретных образовательных программ, которые могут в кратко- или среднесрочной перспективе быть востребованы бизнесом, отстает от потребностей рынка труда.

На государственном уровне задача формирования системы непрерывного образования была сформулирована еще в декабре 2004 года в рамках одобренных Правительством РФ Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. В документе, в частности, отмечалось, что «из-за утраты тесной связи с предприятиями и организациями и старения материально-технической базы самих образовательных учреждений они зачастую не способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современной экономики и социальной сферы…. Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество».

В разделе «Развитие современной системы непрерывного профессионального образования» Приоритетных направлений отмечалось, что «непрерывное образование должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста». Развитие системы непрерывного профессионального образования должно позволить обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

В докладе «О развитии образования в Российской Федерации», представленном в марте 2006 г. на Государственном совете РФ, непрерывность образования определена как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности страны. В условиях быстрых изменений современной жизни и стремительного обновления знаний создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования — императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны. В условиях формирования информационного общества, наращивания потребностей в период глубочайших социально-экономических сдвигов и вхождения в постиндустриальную эпоху только непрерывное образование способно решить проблему отставания профессионального обучения от запросов общества.

В этой связи показателен опыт других стран в создании возможностей для опережающего обучения посредством развития образования «длиною в жизнь». Еврокомиссия определила «обучение длиною в жизнь» в рамках Европейской стратегии занятости как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего процесса его трудовой деятельности. Почему непрерывное образование приобретает столь большую важность в странах ЕС именно сейчас? Этому есть две основные причины.

Прежде всего, Европа стала «обществом, основанном на знании». Информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором европейского развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.

Во-вторых, европейцы живут в сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь успешно справиться с этой задачей.

Эти два аспекта социально-экономических перемен тесно взаимосвязаны. Они определяют две главные цели непрерывного образования: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни. Таким образом, занятость становится важным параметром развития гражданского общества и благосостояния страны. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков и доступа к современным знаниям. Именно на это должны быть нацелены сегодня усилия государства, действия бизнеса как социального партнера государства, стремления каждого отдельного человека, который в конечном счете и является главным действующим лицом в системе непрерывного образования.

Важно обратить внимание и еще на один аспект опережающего обучения. Для большинства из нас как формальное, так и неформальное образование происходит непосредственно по месту жительства, а значит, ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится и на местные органы власти. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить дополнительное качественное образование, стать более конкурентоспособными на рынке труда. Это особенно важно в отношении инвалидов и других слабозащищенных групп населения. Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционное обучение, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования. Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища — не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.

Анализируя проблему организации опережающего обучения, нельзя не остановиться еще на одном аспекте, который является характерным для современного этапа социально-экономического развития ведущих стран. Это переход к информационному обществу. В ставших уже традиционными трактовках информационного общества основными его характеристиками считаются информация, знание, коммуникация, новые технологии их генерирования. Однако оказывается упущенным, с нашей точки зрения, важнейший элемент такого общества — образование и его составная часть — самообразование, определяющая роль которого в становлении этого общества все более заметна. В основной цепочке конструирования информационного общества «данные — информация — знание» следует обратить особое внимание на тот процесс, который приводит к превращению информации в знание. Это и есть образование и самообразование, становящееся доминантным видом деятельности многих социальных групп в информационном обществе.

Второй вопрос — о характере и специфике образования и самообразования в информационном обществе. Суть кардинальных изменений, которые будут становиться все более характерными для этого общества, заключается в постепенном смещении соотношения «образование — самообразование» в сторону последнего. Отчетливее должна проявиться тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организованные формы. Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется в любой вид деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие профессиональной, образовательной, досуговой и всякой иной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии сегодня стали основой организации электронного обучения. Например, в 2008 году правительство Франции приняло финансируемую из бюджета программу электронного обучения «100% курсов в цифровой форме для 100% обучаемых». При этом государство гарантирует доступ к этим ресурсам всему населению страны. Это важнейшая компонента подготовки высококвалифицированных кадров в стране, создания возможностей опережающего обучения, инициированного самими работниками.

Европейский союз в принятой Лиссабонской стратегии на 2000—2010 годы признает электронное обучение (e-learning) инструментом построения динамичной конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, и создания пространства обучения в течение всей жизни. Электронное обучение в Финляндии, Ирландии, Южной Корее стало основным инструментом модернизации образования, что позволило этим странам добиться значительного экономического роста. В таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада электронное обучение является практикой образовательной и трудовой деятельности, повседневной жизни.

Абсолютным мировым лидером в развитии электронного обучения, а по сути — индустрии электронного образования, является Южная Корея, которая благодаря огромным инвестициям реально осуществляет адаптацию всей системы образования (начального, среднего, высшего, образования взрослых, управления образованием) к информационной эре. По сути, в Южной Корее сформировалась новая быстрорастущая отрасль экономики. Эта отрасль уже сейчас экспортирует до 35% своих объемов, и темпы экспорта интенсивно нарастают. Индустрия электронного образования включает в себя производство специальных технических средств, специального программного обеспечения, создание баз данных, массовое создание и использование электронных обучающих курсов для всех уровней образования, в том числе для повышения квалификации работающего населения с доставкой учебных материалов на рабочие места, в дома, в любую точку, где есть интернет.

Осознавая важность происходящих в системе образования перемен и необходимость их нормативного правового обеспечения, Комитет Госдумы по образованию принял решение о создании рабочей группы по вопросам нормативного правового обеспечения индустрии электронного образования. Полагаем, что, консолидируя усилия различных органов власти, опираясь на применение новых образовательных технологий, нам удастся придать новый импульс переходу на новую модель «образования в течение всей жизни», являющуюся «опережающим» образованием по самой своей природе.

Первоисточник статьи >>>


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar