Поиск по тегам

Поиск по компаниям

HR-игры с научным подходом

18 августа, 08:42 | Кейсы, Оценка персонала, Исследования,
HR игры с научным подходом

По данным исследований, к 2025 году более 70% глобальных компаний будут использовать элементы геймификации в корпоративном обучении. Геймифицированные программы могут привести к повышению производительности сотрудников до 50%, поскольку игровые форматы давно перестали быть «приятным бонусом» в обучении. Сейчас это признанный инструмент повышения вовлеченности, обучаемости и последующей эффективности сотрудников.

Меня зовут Анастасия Никитина, я руководитель НПЦ жизнестойкости человека, соискатель психологических наук, бизнес-тренер. Моя специализация — профилактика выгорания и восстановление оптимального рабочего состояния сотрудника, развитие навыков стрессоустойчивости через игровые форматы. Одна из моих последних разработок — игро-тренинг «Саламандра», который прошел апробацию в корпоративных средах и получил измеримые доказательства эффективности.

Так в чем же причина того, что геймификация обрела популярность. Все просто: игра — это естественный способ обучения для любого поколения. Она снижает сопротивление новому и вовлекает в процесс даже самых скептично настроенных участников. Исследование National Training Laboratories подтверждает ценность игрового формата: лекции дают ~5% усвоения, чтение — ~10%, а игровая практика, обсуждение и обучение других — до 90%.

Кроме того, владение методикой проведения бизнес-игр или навыковых игр делает специалиста HR или бизнес-тренера более востребованным на рынке. По данным LinkedIn Learning, специалисты, владеющие геймификацией, получают на 25% больше предложений о работе в сегменте L&D.

Таким образом, игровые технологии в HR — это гарант того, что внутреннее обучение будет живым, а знания закрепятся через опыт, а не через «галочку» в LMS. Именно об этом я расскажу в статье, а также поясню, как игровые технологии помогают не только в обучении, но и в решении проблемы выгорания, стресса и снижения профессиональной мотивации.

Почему важны метрики

Важно учесть, что далеко не всякая «игра» в корпоративном обучении работает одинаково. Рекомендую использовать те, что имеют в основе научно подтвержденные методики, основанные на четких гипотезах, измеримых результатах и валидированных инструмента оценки. Используя их HR может не только «провести интересную сессию», но и представить руководству конкретные данные о росте показателей. 

HR игры с научным подходомКогда у HR есть цифры, вопрос о полезности игры перестает быть субъективным.

Еще один важный момент: любое внедрение игр в корпоративное обучение должно иметь измеряемый результат. Без этого игра превращается в развлечение, а не в инструмент развития.

В целом метрики в геймификации позволяют доказать эффективность формата, показать ROI обучения и выстроить долгосрочную стратегию «жизни» сотрудников в компании — без этого применение игровых механик в корпоративном обучении теряет смысл

Почему без восстановления до нормы обучение не работает

Не раз замечала, что в последнее время HR все чаще используют измерения не только для проверки знаний, но и для оценки психоэмоционального состояния сотрудников. Это особенно важно в условиях высокой нагрузки, когда у профессионалов снижаются когнитивные функции, накапливается хроническое утомление и падает способность адаптироваться к изменениям. В таком состоянии усвоение нового материала замедляется, а устойчивые профессиональные навыки не формируются.

«Выгорание сотрудников на работе обходится компаниям крайне дорого… Подобно инфекции, стресс может распространяться по офису и задавать тон команде», — отмечает Василий Пигин, HR-Tech эксперт, гендиректор TTISI Россия.

Поэтому первым шагом должно быть восстановление базового стабильного состояния сотрудника. Только после этого обучение hard skills будет давать реальный эффект: знания закрепятся, а навыки станут рабочим инструментом, а не «короткой искрой» в памяти.

Наш кейс: игро-тренинг «Саламандра»

О том, почему важно использовать игры, разработанные на научных методиках. Покажу на примере нашего игро-тренинга «Саламандра». Это настольная игровая методика, разработанная, чтобы помочь сотрудникам осознать причины хронического стресса и выгорания, а также найти конкретные способы их преодоления и вернуться в оптимальное рабочее состояние.

Чтобы доказать эффективность игро-тренинга, мы провели лонгитюдное исследование, т.е. исследование, которое проводится в течение длительного времени для изучения изменения и развития явлений или характеристик участников в разных временных точках. В результате мы замеряли сотрудников до и после игры, используя стандартизированные опросники и аппаратную методику вариабельности сердечного ритма. Ниже я расскажу подробнее, что мы измеряли и для чего.

Показатель Зачем измеряли
 

Уровень выгорания

 

Чтобы отследить динамику восстановления

 

Уровень стресса и адаптацию

 

Для оценки актуального эмоционального фона

 

Стрессоустойчивость

 

Выявить показатель адаптации к рабочим нагрузкам

 

Самоконтроль (эмоциональный и профессиональный)

 

Для оценки управляемости реакций

 

Коммуникативные способности

 

Для улучшения взаимодействия в команде

 

Эмпатические способности

 

Для укрепления командной сплоченности

 

Рефлексивность

 

Для повышения осознанности

 

Качество жизни

 

Для оценки общего состояния и ресурсов

В здоровой компании — здоровые сотрудники

Мы не можем измерить все изменения, которые происходят с сотрудниками после игро-тренинга, но основываясь на наших наблюдениях, можно выдвинуть гипотезу, что игра способствует улучшению их состояния. Это предположение подкреплено теоретическими основами и опытами, но требует дальнейшего подтверждения через исследования.

Отдел мозга Влияние геймификации
 

Передняя поясная кора

 

Улучшился фокус внимания, стало легче переключаться с проблем на решения, укрепился навык остановки дистресса

 

Полосатое тело

 

Создание новых поведенческих стратегий

 

Миндалина

 

Стабилизация эмоций, снижение тревожности

 

Медиодорсальный таламус

 

Перестройка неэффективных установок, развитие гибкости мышления

 

Затылочная кора

 

Усиление визуальной памяти и концентрации

 

Префронтальная кора

 

Регулировка импульсов, помогает принимать решения в условиях неопределенности

 

Височная кора

 

Развитие эмпатии и удержание новых моделей поведения

 

Сеть зеркальных нейронов

 

Усиление социального обучения и способности адаптироваться в команде

Вывод прост: когда есть метрики — можно говорить о доказанной эффективности геймификации. По результатам тестов, ИПР, KPI и субъективных наблюдений руководителей мы видим: игровая методика снижает показатели выгорания, повышает стрессоустойчивость и улучшает качество взаимодействия в команде. Таким образом, игровые технологии, построенные на научной основе, — это не мода, а профессиональный инструмент стратегического HR, нацеленного на восстановление сотрудников. В здоровой компании — здоровые сотрудники.

Мини-гайд для HR: как внедрять игровые методики в корпоративное обучение

  1. Определите цель
  • Четко сформулируйте, зачем вы внедряете игру: развитие soft skills, отработка hard skills, формирование командной сплоченности или внедрение корпоративных ценностей.
  • Пропишите, какие изменения в поведении сотрудников вы хотите увидеть.
  1. Выберите подходящий формат
  • Настольная игра, симуляция, онлайн-платформа или гибридный формат.
  • Учитывайте численность группы, уровень подготовки участников и наличие у них игрового опыта.
  1. Используйте научно подтвержденные механики
  • Игра должна содержать реальные поведенческие сценарии, метрики и инструменты обратной связи.
  • Предпочтение — играм, прошедшим апробацию и имеющим доказанную эффективность.
  1. Интегрируйте в существующие программы L&D
  • Встраивайте игру в тренинги, корпоративные академии, onboarding.
  • Привязывайте игровой опыт к рабочим кейсам участников.
  1. Обеспечьте фасилитацию
  • Ведущий должен владеть методикой, уметь управлять групповой динамикой, проводить дебрифинг после игры и извлекать практические выводы.
  • При необходимости обучите внутренних тренеров.
  1. Замерьте результаты
  • До и после проведения фиксируйте показатели вовлеченности, скорости усвоения знаний, командного взаимодействия.
  • Используйте рабочие тетради и индивидуальные планы развития.
  • Покажите руководству данные ROI, чтобы закрепить ценность формата.
  1. Закрепите эффект
  • Дайте участникам план применения полученных знаний и навыков в работе.
  • Вернитесь к игре через 1-3–6 месяцев, чтобы обновить и усилить результат.

Заключение: игровые технологии как мощный инструмент для HR

Внедрение игровых методик в корпоративное обучение — это не просто тренд, а реальный инструмент, способствующий восстановлению сотрудников и улучшению их профессиональной эффективности. Использование таких методов позволяет не только повысить вовлеченность, но и реально улучшить эмоциональное состояние сотрудников, что важно для предотвращения выгорания и формирования здоровой корпоративной культуры.

Важно учесть, что геймификация позволяет HR-отделам не просто увлекательно обучать сотрудников, но и использовать метод, научно доказанный как один из самых эффективных способов формирования навыков и передачи информации. Это делает игровые технологии важной частью стратегического HR, особенно в условиях высокой рабочей нагрузки, стресса и необходимости поддержания устойчивости сотрудников.

 


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar