По данным исследований, к 2025 году более 70% глобальных компаний будут использовать элементы геймификации в корпоративном обучении. Геймифицированные программы могут привести к повышению производительности сотрудников до 50%, поскольку игровые форматы давно перестали быть «приятным бонусом» в обучении. Сейчас это признанный инструмент повышения вовлеченности, обучаемости и последующей эффективности сотрудников.
Меня зовут Анастасия Никитина, я руководитель НПЦ жизнестойкости человека, соискатель психологических наук, бизнес-тренер. Моя специализация — профилактика выгорания и восстановление оптимального рабочего состояния сотрудника, развитие навыков стрессоустойчивости через игровые форматы. Одна из моих последних разработок — игро-тренинг «Саламандра», который прошел апробацию в корпоративных средах и получил измеримые доказательства эффективности.
Так в чем же причина того, что геймификация обрела популярность. Все просто: игра — это естественный способ обучения для любого поколения. Она снижает сопротивление новому и вовлекает в процесс даже самых скептично настроенных участников. Исследование National Training Laboratories подтверждает ценность игрового формата: лекции дают ~5% усвоения, чтение — ~10%, а игровая практика, обсуждение и обучение других — до 90%.
Кроме того, владение методикой проведения бизнес-игр или навыковых игр делает специалиста HR или бизнес-тренера более востребованным на рынке. По данным LinkedIn Learning, специалисты, владеющие геймификацией, получают на 25% больше предложений о работе в сегменте L&D.
Таким образом, игровые технологии в HR — это гарант того, что внутреннее обучение будет живым, а знания закрепятся через опыт, а не через «галочку» в LMS. Именно об этом я расскажу в статье, а также поясню, как игровые технологии помогают не только в обучении, но и в решении проблемы выгорания, стресса и снижения профессиональной мотивации.
Почему важны метрики
Важно учесть, что далеко не всякая «игра» в корпоративном обучении работает одинаково. Рекомендую использовать те, что имеют в основе научно подтвержденные методики, основанные на четких гипотезах, измеримых результатах и валидированных инструмента оценки. Используя их HR может не только «провести интересную сессию», но и представить руководству конкретные данные о росте показателей.
Когда у HR есть цифры, вопрос о полезности игры перестает быть субъективным.
Еще один важный момент: любое внедрение игр в корпоративное обучение должно иметь измеряемый результат. Без этого игра превращается в развлечение, а не в инструмент развития.
В целом метрики в геймификации позволяют доказать эффективность формата, показать ROI обучения и выстроить долгосрочную стратегию «жизни» сотрудников в компании — без этого применение игровых механик в корпоративном обучении теряет смысл
Почему без восстановления до нормы обучение не работает
Не раз замечала, что в последнее время HR все чаще используют измерения не только для проверки знаний, но и для оценки психоэмоционального состояния сотрудников. Это особенно важно в условиях высокой нагрузки, когда у профессионалов снижаются когнитивные функции, накапливается хроническое утомление и падает способность адаптироваться к изменениям. В таком состоянии усвоение нового материала замедляется, а устойчивые профессиональные навыки не формируются.
«Выгорание сотрудников на работе обходится компаниям крайне дорого… Подобно инфекции, стресс может распространяться по офису и задавать тон команде», — отмечает Василий Пигин, HR-Tech эксперт, гендиректор TTISI Россия.
Поэтому первым шагом должно быть восстановление базового стабильного состояния сотрудника. Только после этого обучение hard skills будет давать реальный эффект: знания закрепятся, а навыки станут рабочим инструментом, а не «короткой искрой» в памяти.
Наш кейс: игро-тренинг «Саламандра»
О том, почему важно использовать игры, разработанные на научных методиках. Покажу на примере нашего игро-тренинга «Саламандра». Это настольная игровая методика, разработанная, чтобы помочь сотрудникам осознать причины хронического стресса и выгорания, а также найти конкретные способы их преодоления и вернуться в оптимальное рабочее состояние.
Чтобы доказать эффективность игро-тренинга, мы провели лонгитюдное исследование, т.е. исследование, которое проводится в течение длительного времени для изучения изменения и развития явлений или характеристик участников в разных временных точках. В результате мы замеряли сотрудников до и после игры, используя стандартизированные опросники и аппаратную методику вариабельности сердечного ритма. Ниже я расскажу подробнее, что мы измеряли и для чего.
| Показатель | Зачем измеряли |
|
Уровень выгорания |
Чтобы отследить динамику восстановления |
|
Уровень стресса и адаптацию |
Для оценки актуального эмоционального фона |
|
Стрессоустойчивость |
Выявить показатель адаптации к рабочим нагрузкам |
|
Самоконтроль (эмоциональный и профессиональный) |
Для оценки управляемости реакций |
|
Коммуникативные способности |
Для улучшения взаимодействия в команде |
|
Эмпатические способности |
Для укрепления командной сплоченности |
|
Рефлексивность |
Для повышения осознанности |
|
Качество жизни |
Для оценки общего состояния и ресурсов |
В здоровой компании — здоровые сотрудники
Мы не можем измерить все изменения, которые происходят с сотрудниками после игро-тренинга, но основываясь на наших наблюдениях, можно выдвинуть гипотезу, что игра способствует улучшению их состояния. Это предположение подкреплено теоретическими основами и опытами, но требует дальнейшего подтверждения через исследования.
| Отдел мозга | Влияние геймификации |
|
Передняя поясная кора |
Улучшился фокус внимания, стало легче переключаться с проблем на решения, укрепился навык остановки дистресса |
|
Полосатое тело |
Создание новых поведенческих стратегий |
|
Миндалина |
Стабилизация эмоций, снижение тревожности |
|
Медиодорсальный таламус |
Перестройка неэффективных установок, развитие гибкости мышления |
|
Затылочная кора |
Усиление визуальной памяти и концентрации |
|
Префронтальная кора |
Регулировка импульсов, помогает принимать решения в условиях неопределенности |
|
Височная кора |
Развитие эмпатии и удержание новых моделей поведения |
|
Сеть зеркальных нейронов |
Усиление социального обучения и способности адаптироваться в команде |
Вывод прост: когда есть метрики — можно говорить о доказанной эффективности геймификации. По результатам тестов, ИПР, KPI и субъективных наблюдений руководителей мы видим: игровая методика снижает показатели выгорания, повышает стрессоустойчивость и улучшает качество взаимодействия в команде. Таким образом, игровые технологии, построенные на научной основе, — это не мода, а профессиональный инструмент стратегического HR, нацеленного на восстановление сотрудников. В здоровой компании — здоровые сотрудники.
Мини-гайд для HR: как внедрять игровые методики в корпоративное обучение
- Определите цель
- Четко сформулируйте, зачем вы внедряете игру: развитие soft skills, отработка hard skills, формирование командной сплоченности или внедрение корпоративных ценностей.
- Пропишите, какие изменения в поведении сотрудников вы хотите увидеть.
- Выберите подходящий формат
- Настольная игра, симуляция, онлайн-платформа или гибридный формат.
- Учитывайте численность группы, уровень подготовки участников и наличие у них игрового опыта.
- Используйте научно подтвержденные механики
- Игра должна содержать реальные поведенческие сценарии, метрики и инструменты обратной связи.
- Предпочтение — играм, прошедшим апробацию и имеющим доказанную эффективность.
- Интегрируйте в существующие программы L&D
- Встраивайте игру в тренинги, корпоративные академии, onboarding.
- Привязывайте игровой опыт к рабочим кейсам участников.
- Обеспечьте фасилитацию
- Ведущий должен владеть методикой, уметь управлять групповой динамикой, проводить дебрифинг после игры и извлекать практические выводы.
- При необходимости обучите внутренних тренеров.
- Замерьте результаты
- До и после проведения фиксируйте показатели вовлеченности, скорости усвоения знаний, командного взаимодействия.
- Используйте рабочие тетради и индивидуальные планы развития.
- Покажите руководству данные ROI, чтобы закрепить ценность формата.
- Закрепите эффект
- Дайте участникам план применения полученных знаний и навыков в работе.
- Вернитесь к игре через 1-3–6 месяцев, чтобы обновить и усилить результат.
Заключение: игровые технологии как мощный инструмент для HR
Внедрение игровых методик в корпоративное обучение — это не просто тренд, а реальный инструмент, способствующий восстановлению сотрудников и улучшению их профессиональной эффективности. Использование таких методов позволяет не только повысить вовлеченность, но и реально улучшить эмоциональное состояние сотрудников, что важно для предотвращения выгорания и формирования здоровой корпоративной культуры.
Важно учесть, что геймификация позволяет HR-отделам не просто увлекательно обучать сотрудников, но и использовать метод, научно доказанный как один из самых эффективных способов формирования навыков и передачи информации. Это делает игровые технологии важной частью стратегического HR, особенно в условиях высокой рабочей нагрузки, стресса и необходимости поддержания устойчивости сотрудников.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться