Затяжная пандемия внесла значительные коррективы в нашу жизнь. Компании многое стали делать по-другому, по-новому. Не стали исключением и проекты по благополучию сотрудников. Как на удаленке показать сотрудникам свою заботу, замотивировать их на работу и поддержать командный дух? Компания Antal Russia провела опрос среди 110 компаний о программах Well-being при удаленном формате работы. Кроме того, своим опытом, в области разработки программ благополучия и поддержки сотрудников, поделились наши эксперты, HR профессионалы и практики из компаний Orange Business Services, IKEA, Rockwool и Русские башни.
Основные вопросы в исследовании:
- Как COVID-19 повлиял на программы Well-being
- Явления презентеизма и ливизма
- Самые распространенные составляющие Well-being программ
- Саббатикал, как способ удержания ценных кадров
- Лучшие Well-being практики компаний
Методология исследования:
В исследовании представлен анализ данных, полученных в результате онлайн-опроса 110 компаний. Участниками исследования стали HR-директора и руководители отделов персонала российских и международных компаний из индустриального сектора.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.1. ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ПРОГРАММЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ
Почти четверть компаний (24%) в период пандемии задумались о том, чтобы внедрить специальные программы, направленные на повышение уровня благополучия сотрудников.
Рис.2. БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ В КОМПАНИИ
Основными целями введения программ Well-being компании видят «Повышение вовлеченности» (79%), «Повышение лояльности сотрудников к компании» (71%) и «Поддержание work-life balance» (71%). И только четверть (24%) под внедрением подобных программ видят «Увеличение прибыли компании» (см. рис.3)
Рис.3. ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ БЛАГОПОЛУЧИЯ
Рис.4. ПОДХОД КОМПАНИЙ К ВОПРОСУ БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ
В большинстве компаний за программы Well-being отвечает HR-департамент (61%), однако в 29% организаций вопрос благополучия сотрудников находится на повестке дня у первых лиц.
Рис.5. ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ?
Рис.6. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ
Даже в непростых условиях пандемии и вынужденной удаленки, некоторые компании (20%) отметили позитивное влияние на состояние и продуктивность сотрудников. Однако большинство оценили эффект пандемии негативно. В этой связи в компаниях возникла потребность в корпоративном психологе и улучшении комплекса программ по благополучию сотрудников.
Рис.7. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СОСТОЯНИЕСОТРУДНИКОВ
Рис.8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПАНИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
ПРЕЗЕНТЕИЗМ И ЛИВИЗМ
Презентеизм – показательное присутствие на рабочем месте вместо перерывов, больничных, по окончании рабочего дня.
Ливизм – выполнение рабочих задач в отпуске, в нерабочее и личное время.
Рис.9. ОТСЛЕЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ В РАМКАХ КОМПАНИИ ПРЕЗЕНТЕИЗМ И ЛИВИЗМ?
Рис.10. В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ КОМПАНИИ ВЫ ЧАСТО СТАЛКИВАЕТЕСЬ С ПРЕЗЕНТИЗМОМ?
Рис.11. В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ КОМПАНИИ ВЫ ЧАСТО СТАЛКИВАЕТЕСЬ С ЛИВИЗМОМ?
Большинство компаний (89%) сталкиваются с тем, что сотрудники продолжают выполнять рабочие задачи в личное время или находясь в отпуске. Неудивительно, ведь при переходе на удаленку очень многие отметили «размывание» границ работы и дома*.
Рис.12. ВЫ ПРИНИМАЕТЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРЕЗЕНТЕИЗМА И ЛЕВИЗМА В КОМПАНИИ?
Рис.13. ВЫ ПРАКТИКУЕТЕ КУЛЬТУРУ ЛОЯЛЬНОСТИ И ИНКЛЮЗИВНОСТИ В КОМПАНИИ?
Рис.14. КАКИЕ ПРОГРАММЫ WELL-BEING ЕСТЬ В ВАШЕЙ КОМПАНИИ?
Work & life balance называют одной из самых пострадавших составляющих нашей жизни в этом году. Постоянные переработки, несоблюдение принципов тайм менеджмента стали причинам многочисленных стрессов сотрудников на удаленке. Именно поэтому компании поставили своей целью привести эти два показателя к балансу и нормализовать общее самочувствие сотрудников. Не менее важной составляющей программ по благополучию стали «социальные проекты» (51%). Здесь сотрудники могут почувствовать себя частью команды, которая делает что-то важное и помогает другим. И даже на удаленке можно учиться/развиваться и заниматься спортом. В период самоизоляции возросло количество слушателей онлайн-курсов и различных марафонов, благодаря которым появилась возможность закрыть пробелы в своих знаниях и умениях. Компании также подхватили этот тренд и в большинстве своем перевели свое обучение в онлайн, а некоторые работодатели стали начинать день с утренней зарядки в Zoom.
Рис.15. КАКИЕ ЛЬГОТЫ ЕСТЬ В ВАШЕЙ КОМПАНИИ?
Рис.16. КАКИМ WELL BEING-БЛОКАМ УДЕЛЯЕТСЯ НАИБОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ В КОМПАНИИ
Эмоциональное и физическое здоровье сотрудников являются приоритетными в программах благополучия сотрудников, что очень актуально в последние годы. Одной из тем, которые будут обсуждаться на мероприятии HR EXPO PRO 1-2 марта 2022 – будет тема благополучие и безопасность на рабочем месте.
Ключевая тема HR EXPO PRO – модель «Устойчивое развитие». Устойчивое развитие – это 17 целей развития человечества, определённых ООН в 2015 году. Именно эти цели будут детально разобраны на конференции. Ключевые из них: образование, этика, технологии, безопасность, благополучие, клиентоцентричность, люди и технологии, клиент во власти и бизнесе. Ждем вас мероприятии 1-2 марта 2022 года в Крокус Экспо. Сейчас действуют скидки на билеты.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться