Прошедший год был неспокойным, с непростым экономическим климатом. В HR-секторе ощущался постоянный дефицит квалифицированных кадров, менялись ожидания сотрудников и при этом в целом во всех отраслях развивался искусственный интеллект. Как это все скажется на трендах корпоративного обучения в 2024 году и чего стоит ожидать компаниям, рассказывает Надя Макова, CEO LXP платформы Kampus.
Увеличение бюджетов и гибридные форматы обучения
Согласно исследованиям, в 2024 году 80% российских компаний намерены выделить бюджет на обучение сотрудников. При этом около половины компаний планируют сохранить его на уровне текущего года, а 39 % – увеличить. И распределить между очными и онлайн-форматами обучения. Только очные программы точно отойдут в прошлое. А вот среди онлайн-форматов главным будут оставаться слайдовые курсы, которые выбирает 86% компаний. Другие форматы (тесты, практические задания, видео, зум-конференции, диалоговые тренажеры, длительное чтение, скринкасты и программные тренажеры) используются, но реже.
Искусственный интеллект
Развитие и активное внедрение искусственного интеллекта будет способствовать дальнейшей цифровизации обучения. Например, нейросети позволяют эффективно решать задачи по сбору, анализу и хранению данных. Что, в свою очередь, позволяет использовать их в качестве эффективных инструментов, делающих обучение максимально комфортным.
В целом использование искусственного интеллекта становится новой нормой в корпоративном образовании. С его помощью можно оценить текущие знания сотрудника как на начальном, так и на завершающем этапе обучения и проверить уровень усвоения материала. На основе полученных данных нейросети могут выделить навыки, которые необходимо усилить, составить индивидуальный план обучения и создать образовательную инфраструктуру, необходимую для их освоения. В то же время не стоит забывать, что искусственный интеллект – это инструмент, которым должен управлять человек. Участие наставников, кураторов и тьюторов крайне важно для процесса обучения, ведь только они могут обеспечить качественную обратную связь, поддержку и участие.
Социальное обучение
В связи с пандемией и массовым переходом на удаленную работу социализация стала важной составляющей обучения. И здесь на первое место выходят такие форматы как наставничество и коучинг. Так, Сколково называет наставничество и обучение в малых группах одним из главных трендов 2024 года, а представители крупных российских компаний, таких как “Билайн” и QIWI, уже используют форматы социального обучения.
Например, “Билайн” в начале 2022 года полностью отказался от внешнего обучения. Вместо этого компания запустила проект 3D-Rocket, используя собственную производственную команду и штатных экспертов для создания внутреннего обучающего контента. Это позволило снизить стоимость производства специализированного контента в 14 раз и увеличить его объем в 15 раз. При этом созданные образовательные продукты стали доступны не только сотрудникам компании, но и всему рынку.
Непрерывное обучение
Раньше компании рассматривали обучение как процесс, который необходим только на этапе роста сотрудника. Однако сейчас ситуация меняется. Работодатели все чаще стремятся интегрировать обучение во все процессы взаимодействия с сотрудниками. И таким образом:
- создавать более релевантный и полезный опыт адаптации
- повышать производительности за счет сосредоточения внимания сотрудников на навыках, необходимых для более высокого уровня достижений
- повышать заработную плату по мере развития у людей востребованных навыков
Другими словами, корпоративное обучение становится сквозным процессом. Его не нужно прекращать, когда кто-то увольняется, проходит программу повышения квалификации или достигает определенного возраста. Поэтому ожидается, что все чаще учебные мероприятия будут органично вписываться в рабочий процесс, независимо от того, где находится сотрудник, какой у него график и рабочие задачи. И здесь важно, чтобы обучение органично вписывалось в жизнь людей. Например, быстрый поиск полезной информации, получение автоматических подсказок при выполнении рабочих задач, доступ к информации с мобильного устройства или даже периодическое получение текстовых напоминаний о том, что нужно уделять время обучению (включая предлагаемые способы вовлечения).
Повышение ценности для бизнеса
Ожидается, что в ближайшие несколько лет отчетность о корпоративном обучении станет стандартным пунктом в ESG-отчетности организации. Например, такие компании, как Allianz, Tenaris, Allstate и Verizon в других странах уже включают в свои годовые отчеты комментарии об инициативах в области корпоративного обучения. Кроме того, прогрессивные компании начнут отчитываться об экономической ценности реализации программ корпоративного обучения.
Персонализированное и микрообучение
Создание индивидуальных программ обучения сотрудников с учетом потребностей каждого из них – это подход, который дает лучшие результаты с точки зрения производительности. Поэтому компании все чаще идут по этому пути. Например, уже разрабатываются и внедряются учебные модули с установленными целями и этапами, которых должны достичь сотрудники. В то же время это позволяет сотрудникам ставить конкретные цели и разрабатывать стратегии их достижения.
По мере того как компании становятся все более мобильными, растет потребность и в микрообучении. И в ближайшие несколько лет эта тенденция будет только развиваться. Создание кратких сводок знаний, предназначенных для удовлетворения насущных потребностей сотрудников в обучении, и предоставление их в нужное время – вот что делает эту форму обучения более важной. Короткие фрагменты информации могут быть в виде текста, видео, анимации или даже аудио. Идея микрообучения заключается в том, чтобы снабдить сотрудников учебными материалами, к которым они могут получить доступ, когда захотят.
Вместо итогов
В 2024 году, несмотря на все внешние изменения, компании продолжат уделять внимание развитию своих кадров. Да и сами сотрудники проявляют активный интерес к обучению, поскольку оно создает возможности для вертикального и горизонтального карьерного роста. Так, по данным опроса, проведенного порталом Superjob, 23% россиян считают обучение приоритетной профессиональной задачей в 2024 году. В целом, адаптация к постоянно меняющимся условиям невозможна без качественного обучения. Поэтому компаниям рекомендуется следить за тенденциями и продолжать инвестировать в развитие компетенций своих сотрудников.
Надя Макова, CEO LXP платформы Kampus