Ролевые игры можно легко отнести к новому ответвлению индустрии развлечений. Эффект от них удобно визуализировать, если представить себе оси координат, по которым откладываются степень вовлечения и эмоции, — то, чем отлично оперируют, например, кино или литература. Но Владимиру Молодых, руководителю ассоциации «Игры будущего» (он настаивает на том, чтобы рассматривать ролевую игру как вид современного искусства), наиболее удачным кажется их сравнение с любительским театром. В отличие от кино и книги, где порог входа — стоимость приобретения томика или билета — невысок, ролевая игра требовательна к участникам. «В ролевой игре нельзя сказать: вот я пришел, заплатил за билет, развлекайте меня. Игра получится, только если все внесут в нее вклад, построят ее: проработают персонажей, примут сюжет и „вложатся“ в игру», — говорит Молодых. Он известен в игровом мире как автор самых крупных в России, а возможно, и в мире ролевых проектов. Для них снова отлично подходит киношный термин «игры-блокбастеры». В его игре по роману «Ведьмак» Анджея Сапковского в 2005 году приняли участие около 3 тыс. человек. <…>
Игры в бизнес
«Цены на тренинги в Москве начинаются с 7—10 тыс. руб. за одного обучающегося в день, — рассказывает Валентина Коричина, исполнительный директор, руководитель департамента стратегии, инвестиций и коммуникаций финансовой корпорации „Уралсиб“. — И вырастают до 30 тыс. и выше в зависимости от качества контента и именитости тренера». В департаменте Коричиной, который в компании сокращенно называют ДИСК, работают 50 человек. Умножив это количество на тарифы тренинговых компаний, можно вместе с Коричиной посетовать на запросы тренеров. Особенно с учетом того, что цена не гарантирует результата. Однако Валентина нашла альтернативу.
В октябре прошлого года все сотрудники ДИСКа отправились колонизировать новую планету, став участниками ролевой игры «Альфа». Цель — подготовить планету для прибытия первой волны поселенцев с Земли. Для себя и корпорации надо ответить на критичные для развития команды вопросы — осознать и разрешить проблему с принятием ответственности за свои решения.
15 октября 2011 года из подмосковного пансионата к планете Альфа стартовал космический корабль, который провел в полете пять лет. За это время отряд колонистов успел разделиться на несколько непримиримых фракций. Одни считали своей миссией эффективное снабжение метрополии ресурсами. Другие были уверены, что целесообразнее не губить новый мир, а начать все с чистого листа. Спорных вопросов оказалось масса, например: уничтожать или развиваться вместе. Конфликты множились, заставляя принимать непростые решения. «Принятие решений в неопределенности вскрывает две важные вещи — этическую систему коллектива и личные качества человека», — говорит Алексей Кулаков, генеральный директор екатеринбургской компании JetStyle, один из разработчиков и организаторов «Альфы». Изгнать зараженного или лечить? Как соотнести риск (природа и последствия мутаций неизвестны) с потенциальной выгодой (информация о полезных ископаемых, которой владеют аборигены)? Чем можно жертвовать во имя цели и как все-таки победить? «Я не знаю другого столь же эффективного инструмента, как игры, для работы с ценностями, личными качествами и компетенциями, — говорит Валентина Коричина. — Мы можем вызвать сотрудника на ковер и сказать, что у него проблемы. Он, скорее всего, начнет спорить. Но мы можем ответить, что он — десант на планете Альфа и теперь ему самому решать, что случится с его командой».
Коричина говорит, что «Альфа» для ее команды была предельно эффективна. Она помогла решить ключевые проблемы, и работа команды вышла на новый качественный уровень. Бюджет проекта составил около 500 тыс. руб. Это не первый опыт «Уралсиба» в использовании игр. Сотрудники корпорации уже второй год участвуют в игровом тренинге по мотивам бизнес-романа Геше Майкла Роуча «Алмазный огранщик». Цель игры — разговор об этике и социальной ответственности бизнеса, присвоение сотрудникам ценностей, которые, по мнению руководства компании, являются залогом ее развития. Из 20 тыс. сотрудников в проекте приняли участие уже около трети.
Игра на результат
Бизнес готов играть в игры. Заказчиками проектов, основанных на игротехниках, уже стали Минатом, РКК «Энергия», ФСК, РЖД. Однако впечатление, что ролевые игры — инструмент, доступный только крупному бизнесу, – обманчиво. Илья Ребров, директор информационного проекта Blizko.ru, для поиска лучших кандидатур на руководящие посты и выявления сильных качеств кандидатов также задействовал космические базы. «Наш главный актив — директора представительств, именно их качества определяют размер выручки, — говорит Ребров. — Уже в первые часы игра вскрывает истинный портрет человека, показывает, какой он управленец, какие цели преследует». По мнению Реброва, оценить эффективность игр несложно. «Замена слабого директора на сильного дает рост продаж на 25—30%, — говорит он. — Вот и считайте в масштабах всей компании».
В Blizko.ru проходит до 100 игр в год. Некоторые совсем простые: тренинги продаж, рассчитанные на несколько человек, могут длиться всего час. Увлекаясь играми, Ребров разрабатывает и проводит их, как правило, собственными силами. При этом бюджет однодневной игры для команды 30—50 человек, разработанной и проведенной внешними игротехниками, он оценивает в суммы от 200 тыс. руб.
По мнению Коричиной, ролевые игры пока еще недооценены бизнесом: «Игры решают уникальные задачи, на рынке уже есть несколько сильных команд, а заказчиков пока не так много, это позволяет получать хорошее сочетание цена-качество». Однако, по мнению Коричиной, спрос не заставит себя ждать. Тогда игротехники монетизируют компетенции, которые они сами приобрели, играя в игры.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться