Программа «Управления жизнью» концентрируется на вопросах стратегического управления. В центре внимания находятся проблемы поиска личных приоритетов, смысла и назначения своей жизни, выбора нового пути, поиска гармонии между «культурой действия» и «культурой внутреннего состояния». Оперативный уровень управления жизнью, связанный с решением повседневных, рутинных задач, «текучкой», поддержанием стабильного состояния, как правило, не вызывает особых затруднений. Основные сложности возникают в ситуациях необходимости принципиальных жизненных перемен, когда нужно выбрать новое направление своей судьбы, изменить способ, стиль жизни.
Метафорически, соотношение между стратегическим и оперативным уровнем управления жизнью можно представить в виде процесса прорубания пути в джунглях. Инструменты оперативного управления (например, ежедневное планирование с расстановкой приоритетов) помогают путешественнику выполнять дневную норму прохождения маршрута, экономно и эффективно расходовать ресурсы, успевать к промежуточным точкам. Технологии стратегического управления жизнью позволяют ему выбирать общий курс и периодически проверять, в том ли направлении он идет. Стратегическая ошибка в выборе курса делает бессмысленной оперативную эффективность. Инструменты оперативного управления жизнью отвечают на вопрос «как?» Технологии стратегического управления — на вопросы «зачем?» и «куда?».
Каким образом у человека появляется идея о том, что своей жизнью можно и нужно управлять?
«Самое лучшее, что может произойти с человеком — это легкий инфаркт лет в сорок» — в этой шутке из разряда черного юмора, принадлежащей одному известному британскому хирургу, есть своя «сермяжная» правда. Видимо, врач знал, о чем говорил, наблюдая отношение к своей жизни пациентов до и после встречи со знаками предельной необратимости. Часто именно кризисы и потрясения являются причиной побуждающей людей по-новому взглянуть на время своей жизни как на некий капитал, невосполнимый ресурс. Этот капитал можно инвестировать в приоритетные проекты, достижение субъективно значимых целей, а можно растратить бездарно на второстепенное, на погоню за тем, что показалось престижным, вызвало восхищение других, но самому не принесло настоящей радости.
Жизнью можно управлять как проектом, в который мы вкладываем ресурсы (время, знания, энергия, эмоции, финансы и т. д.) и получаем результат в виде качества самой жизни. К качеству жизни — главному дивиденду, можно отнести как объективные показатели (карьерные достижения, статус, власть, уровень дохода, качество отношений с другими людьми, здоровье), так и субъективные параметры (переживание полноты и осмысленности существования, собственной ценности и востребованности, гармоничности и радости проживания моментов бытия, избытка сил и энергии). Мысль о том, что качество жизни — это мера оправдания человека перед «лицом вечности» была сформулирована еще в древних культурах. Например, в египетской мифологии в рай пропускали только того, кто отвечал «да» на два вопроса: нашел ли ты свою радость в земном существовании и принес ли ты радость еще кому-нибудь?
К идее о том, что жизнью можно и нужно управлять, как правило, приходят далеко не сразу. Переходу от хаотичного, бесцельного существования к более осмысленному, управляемому, как правило, предшествуют четыре субъективных «открытия».
- Первое связано с осознанием того, что временной ресурс жизни ограничен. Как только человек перестает вытеснять из сознания факт конечности своего существования, возникает мотивация к изменениям способа жить. Черный юмор британского хирурга отражает именно эту закономерность.
- Второе «открытие» связано с осознанием того, что все повороты жизни, ее качество, связаны с нашим выбором, сознательным или бессознательным. То, что мы собой представляем сейчас (физический облик, статус, уровень культуры, личностные качества и т. д.), реальность в которой живем — это результат последовательности наших решений в прошлом. Саму нашу жизнь можно определить как постоянный процесс превращения многовариантного, неопределенного будущего в однозначное, необратимое прошлое в точке нашего выбора.Даже если человек закрыл глаза, спрятал голову в песок и отказался от выбора — он все равно сделал выбор. Признание тотальности выбора и ответственности за него — поворотный момент в изменении стиля жизни.
- Третье «открытие» связано с осознанием отсутствия объективного, заранее заданного смысла, цели жизни, установленной судьбы. Изначальная смысловая и событийная неопределенность жизни является высочайшим по своему напряжению вызовом для человека и, одновременно, потенциалом его свободы. Эта изначальная неопределенность и свобода образно и точно отражена в древнем японском стихотворении: «Вверху — ни куска черепицы, чтобы защитить голову, внизу — ни пяди земли, чтобы поставить ногу». Испытание свободой и неопределенностью выдерживают далеко не все. Многие, охваченные страхом смысловой пустоты, хватают смысловые «симулякры[1]», широко представленные на рынке различного рода «философий жизни», отказавшись от личного подвига познания себя в мире и мира в себе.
– Четвертое «открытие» связано с признанием факта тотального одиночества перед лицом перечисленных проблем. Человек находится в постоянном диалоге с миром один на один. Результатом этого диалога выступает общее качество его жизни, судьба человека. В этом напряженном диалоге нет посредников, есть сигнальные маяки чужого успешного и не успешного опыта, которые можно учитывать, прокладывая свой жизненный курс. С осознанием самого себя как единственного управляющего корпорацией под названием «Моя жизнь» начинается поиск технологий эффективного управления всем этим хлопотным хозяйством.
Мотивация к освоению и применению технологий «Управления жизнью» возникает, как правило, в результате переживания кризиса, когда по-старому жить уже не возможно, а новое направление еще не найдено. Наша практика проведения программы, работы в этой области показывает, что из всего многообразия кризисных ситуаций и «жизненных тупиков» чаще всего встречаются следующие варианты:
- «Синдром устрицы».Устрица в своем роде уникальное животное, она делает выбор один раз в жизни. Выбрав место, к которому нужно прикрепиться, устрица никогда больше не меняет свою стратегию, даже если изменились обстоятельства, например, ушла вода. Устрица просто погибает, у нее не хватает «ума» принять новое решение, сделать еще один выбор. «Синдром устрицы» — это один из самых распространенных стилей жизни в России. Даже если жизненная ситуация человека больше не радует, она потеряла смысл, приносит страдания, человек готов терпеть. Его больше пугает неопределенность, связанная выбором нового пути, новых смыслов и целей, необходимость проходить зону дискомфорта при адаптации к новым условиям.
Расплата за этот разрушительный стиль жизни очень тяжелая. Как правило, возникает чувство бессмысленности и глубокой неудовлетворенности жизнью. Монотонность существования приводит к скуке как общему эмоциональному фону, которая по образному выражению Ж.-П. Сартра, есть «поцелуй смерти». Человек с синдромом устрицы становится «живым мертвецом», вяло перетаскивающим себя из одного дня в другой, проживающим его «под копирку» предыдущего. Бесконечно продлевая прошлое в будущее, он теряет свое настоящее. И только когда страдания от смыслового вакуума и монотонности существования становятся невыносимыми, человек подходит к идее необходимости перемен и поиска технологий их осуществления.
Хотя в большинстве случаев дело ограничивается борьбой с симптомами. Боль бессмысленного, вялого существования можно на время заглушить алкоголем, наркотиками, цветными грезами суррогатных переживаний, щедро поставляемых каналами СМИ, «шопингом», участием в «гламурной тусовке». Однако у этого «пира во время чумы» всегда остается горькое послевкусие и похмельный синдром. Любые формы подобных зависимостей (деньги, слава, еда, секс, алкоголь) выполняют, как правило, илюзорно-компенсаторную функцию, замещая собой тяжелую работу поиска позитивных смыслов и личного предназначения.
- «Синдром закрывающихся ворот». Как правило, возникает у людей с высокими амбициями во второй половине жизни. Человек реально оценивает оставшийся ресурс времени и понимает, что на многое, о чем мечталось, его просто не хватит. Остались «недоинвестированными» значимые жизненные проекты. Возникает вопрос о том, за счет каких областей можно увеличить «бюджетирование» этих приоритетов, как лучше перераспределить капитал времени, от чего можно отказаться вообще, на чем сосредоточить фокус усилий. Спектр эмоциональных и поведенческих реакций здесь предельно широк. От паники и депрессивных состояний перед осознанием необратимости хода времени, до мудрого принятия неизбежности, более интенсивного проживания каждого оставшегося момента, наполнении его смыслом, отсекании лишнего и фокусировке на главном.
- «Синдром откладывания жизни». Весьма распространенный сценарий в мире деловых людей, которые строят карьеру, зарабатывают деньги, не получая морального удовлетворения от самого дела. Этот вариант раскрытия жизненного сценария связан с тем, что человек воспринимает текущую жизненную ситуацию как подготовку, репетицию для будущей «настоящей» жизни. Такие люди, как правило, во многом себе отказывают, занимаются не тем, чем интересно ради гипотетически счастливой жизни в будущем. Момент наступления «настоящей» жизни постоянно откладывается. Даже достигнув внушительных с точки зрения других людей результатов, сам человек мало удовлетворен своей жизнью, потому, что занимался не тем, к чему лежала душа, на главное, субъективно значимое не осталось ни времени, ни сил. Стратегия отсроченной жизни рано или поздно перетекает в синдром «закрывающихся ворот» со всеми вытекающими последствиями.
- «Синдром Фауста»— этот вариант характерен для людей, которые интенсивно и результативно использовали время своей жизни, пробовали себя в разных областях, «добрались до вершины», занимают высокие посты. Однако то, чем они успешно занимались, что приносило удовлетворение, чувство собственной востребованности, эффективности — постепенно перестало вызывать позитивные эмоции. Возникает вопрос, куда еще приложить знания, опыт, энергию? Куда развиваться дальше? Стоят ли все достижения потраченных усилий и времени?
Перечисленные «открытия» и «синдромы» не исчерпывают всех вариантов прихода к осознанию необходимости управлять своей жизнью и использовать для этого технологии «Life management». Здесь были отмечены основные, наиболее часто встречающиеся варианты.
Можно ли говорить об индивидуальном стиле управления жизнью и если «да», то какие варианты этих стилей чаще всего встречаются?
У каждого из нас со временем складывается свой стиль управления жизнью. Эти стили отчетливо различаются по двум параметрам: активность (низкая — высокая) и глубина планирования (оперативность — стратегичность). Таким образом, мы выделяем четыре основных стиля управления жизнью:
- «Амеба»— для этого стиля характерна краткосрочная и пассивная регуляция времени жизни, ситуативность, низкая инициатива. Как правило, отсутствует организация и предвосхищение событий своей жизни. Для людей с этим стилем характерна высокая степень зависимости от обстоятельств жизни. Действия такого человека, чаще всего, являются реакцией на действия других людей и случайные обстоятельства.
- «Мечтатель»— в данном случае личность может иметь осмысленные перспективы, но не реализует их в деятельности. Дефицит волевой активности у таких людей обесценивает грандиозность их планов и изощренность вынашиваемых стратегий.
- «Активист»— это вариант краткосрочной, активной регуляции своей жизни, когда инициатива охватывает только отдельные периоды времени, связанные с решением каких-то оперативных задач, отсутствует стратегический аспект планирования, осознанная линия жизни.
- «Стратег»— в данном случае мы наблюдаем пролонгированную регуляцию и организацию жизни, связанную с базовыми смыслами, осознанными приоритетами. Повседневная активность в этом случае определяется стратегическим видением.
«Управляя жизнью» человек получает возможность осознать специфику своего стиля управления, выявить его неоптимальности, освоить новые технологии управления корпорацией под названием «Моя жизнь».
Можно ли говорить о каких-то характерных особенностях поведения, специфике личностных качеств людей, которые эффективно управляют жизнью?
Наблюдение за стилем жизни и повседневной активностью таких людей, позволяет выделить ряд особенностей в их поведении, определенную специфику в их отношении к себе и своей жизни:
– Люди, эффективно управляющие своей жизнью, осознают свои ценности, на основе чего формулируют жизненные приоритеты
– Способны создавать привлекательную для самого себя «картину» будущего — создавать видение, которое мотивирует на усилия и преодоление препятствий
– Выстраивают повседневную активность на основе личного видения и личных стратегических приоритетов
– Ставят стратегические цели и разрабатывают реалистичные планы их достижения
– Способны изо дня в день прикладывать волевые усилия, совершать шаги по направлению к цели
– Осознают многовариантность своей жизни, делают обоснованный выбор на основе всестороннего анализа информации и альтернатив
– Используют проактивный подход к решению жизненных проблем, прогнозируют возможные сложности
– Концентрируются в настоящем, извлекают уроки из прошлого, планируют будущее
– Поддерживают баланс ресурсы — результат, постоянно инвестируют в развитие своей ресурсной базы
– Умеют сочетать эффективность действий с гармонией состояний
– Проводят мониторинг своего психофизического и эмоционального состояния, которые являются важнейшими индикаторами правильности курса
– Постоянно проводят анализ внешней среды на предмет наличия новых «окон возможностей»
– Реалистично оценивают уровень собственных достижений, постоянно «мониторят» процесс продвижения к цели
– Готовы к переоценке ценностей, смене приоритетов и общего курса, в случае попадания в «жизненные тупики»
– Руководствуются принципом «да не укради время ближнего своего» и сами не позволяют его воровать у себя
Если говорить о личностных качествах, которые помогают управлять корпорацией по имени «Моя жизнь», то из обширного списка, можно выделить три основных:
– Проактивность позволяет предвидеть, прогнозировать, выстраивать свою жизнь на основе целей и личных приоритетов, создавать фокус для усилий. Недостаток проактивности приводит к тому, что жизненный путь такого человека представляет собой извилистую кривую, хаотично петляющую, бессистемно меняющую вектор движения, направляемую либо собственными сиюминутными прихотями, слабостями, либо вешними воздействиями.
– Воля (целеустремленность, решительность, инициатива, самообладание, настойчивость) позволяет удерживать цель в ситуациях давления и вызова, и последовательно прилагать усилия для ее достижения. Именно воля фокусирует рассеянную энергию личности в «луч лазера», который режет «сталь жизненных обстоятельств».
– Осознанность предопределяет способность человека к незапрограммированным решениям в ситуациях, когда привычные модели поведения становятся неадекватными новым условиям. Современный мир представляет собой среду с высокой скоростью изменений, где даже для того, чтобы стоять на одном месте, нужно бежать изо всех сил, причем бежать, адекватно реагируя на препятствия. Именно осознанность помогает быстро ориентироваться в новых жизненных ситуациях, адаптироваться к переменам, адекватно отвечать на вызов. Недостаток осознанности приводит к тому, что человек начинает жить как бы на «автопилоте», в рамках нескольких поведенческих программ, реплицируя старые, часто уже неадекватные решения в новые жизненные ситуации. Создается иллюзия, что дорога знакома, маршруты заранее проложены. Неспособность к «ручному пилотированию» в зонах «жизненных турбулентностей» — фатальна.
Неадекватное своему потенциалу социально-экономическое положение страны связано во многом с тем, что большая часть людей не хотят, не умеют управлять корпорацией «Я и моя жизнь». Исторически обусловленное, социальное программирование «синдрома устрицы», «амебной пассивности» значительной части населения не может служить оправданием отказа от личного выбора и ответственности. И, как точно заметил Ж.-П. Сартр: «не важно, что с тобой сделали другие, важно, что ты сам сделал из всего этого». Возникновение «критической массы» людей в стране, которые управляют собой и своей жизнью — будет выступать поворотным пунктом в ее развитии.
[1] Симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Слово симулякр введено в обиход Жаном Бодрияром.
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться