Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Пределы допустимого: как владельцам корпоративного транспорта проводить предрейсовые медосмотры водителей

Пределы допустимого  как владельцам корпоративного транспорта проводить предрейсовые медосмотры водителей

Любой водитель корпоративного транспорта должен выходить в рейс только после прохождения предрейсового медицинского осмотра — так прописано в законе. Но всегда ли так происходит в реальной жизни? Разберёмся вместе с основателем компании «Предрейсовый» Сергеем Виноградовым, сколько платит работодатель за медосмотр водителей, и какие санкции последуют (или нет) за нарушения закона.

Требования к осмотру водителей

Согласно Постановлению правительства РФ № 866 от 30.05.2023, владельцы корпоративных автопарков (даже если он состоит всего из одной машины) должны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей перед их выходом на линию. У водителя спрашивают о жалобах, смотрят на состояние его кожных покровов, оценивают поведение на предмет отклонений (нет ли воздействия психоактивных веществ). После этого ему измеряют пульс, давление, температуру и содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. 

Осмотр должен проводиться в лицензированном кабинете. Его открытие стоит примерно 250-300 тысяч рублей без учёта ремонта и занимает 3-4 месяца. Он должен полностью соответствовать требованиям СЭС.

Предрейсовые осмотры могут проводиться как в очной, так и в дистанционной форме. Для второго варианта требуется установить на предприятии специальный аппарат, информация с которого передаётся непосредственно врачу, и тот уже ставит отметку о допуске или недопуске. Вместе с данными медику отправляется видеозапись осмотра, чтобы исключить вероятность подмены водителя (прохождения осмотра другим человеком). Вся процедура дистанционного осмотра занимает 80-90 секунд, а вместе с проверкой данных — 3,5-4 минуты.

Серьёзных «недостатков» у дистанционного осмотра только три. Во-первых, все показатели мгновенно поступают в систему, и скрыть их никак не получится. Второй важный момент: водители компаний, в которых используется дистанционный осмотр, обязаны не менее двух раз в год проходить химико-токсикологические исследования, а это дополнительная статья расходов для работодателей.

Не стоит забывать, что для определённых категорий водителей допустим только очный осмотр. Среди них – те, кто перевозит детей, опасные грузы или покрывает за рейс расстояние более 300 км. 

Что делать небольшим автопаркам 

Представьте: компании принадлежат всего 2-3 машины. Провести очный осмотр водителей на этом предприятии в полном соответствии с законом практически невозможно. Во-первых, у компании нет лицензированного помещения для осмотров. Во-вторых, вызывать каждый раз медика со всем необходимым оборудованием — дорого.

Практически единственно возможный вариант в данном случае — дистанционный осмотр. Но его цена при обращении в нашу компанию составит от 17 000 рублей в месяц — даже если у юрлица всего лишь один водитель.

Уменьшить эту сумму можно двумя способами. Первый — скооперироваться с коллегами. Допустим, в бизнес-центре сидит несколько компаний, у каждой из которой по несколько машин. Они могут пользоваться услугой совместно и разделить между собой расходы.

Второй вариант — купить аппарат для дистанционного осмотра у поставщика этой услуги. Оборудование стоит порядка 160-170 тысяч рублей. В этом случае цена ежемесячного обслуживания сокращается примерно до 7-8 тысяч. Получается, что аппарат окупится менее чем за полтора года. К тому же это оборудование ликвидное. Такая компания, как наша, поможет продать этот аппарат другим клиентам. 

Как организовать осмотры средним паркам 

Если в компании 10 машин, то уже можно задумываться о проведении предрейсовых осмотров с помощью медика. С точки зрения бухгалтерии, выгоднее дистанционное обслуживание: оно стоит те же 17 000 рублей в месяц. Эта сумма «покрывает» до 300 дистанционных осмотров в месяц. То есть её достаточно, чтобы проверять по 10 водителей ежедневно.

Но, как показывает наша практика, многие автопарки от 10 до 100 машин всё-таки предпочитают не «бездушную машину», а живого человека. Часто водители боятся пользоваться устройством: «вдруг не туда нажмёшь, всё сломается!» К тому же с человеком, если что, можно договориться. И речь здесь не о допуске на линию пьяных: подавляющее большинство случаев недопуска связаны с повышенным давлением. Если у человека давление стабильно чуть выше нормы, врач может расширить для него «границы нормы».

Цена на услугу очного выездного осмотра начинается от 26 000 рублей в месяц. Зарплата медика за одну точку — минимум 14 000 рублей плюс налоги и отпускные. Сюда же нужно добавить расходы на лицензирование медицинского кабинета.

Как работать крупным паркам 

Мы нередко рекомендуем крупным клиентам «гибридный» вариант: удалённый осмотр плюс реальный доктор. Все водители сначала проверяются на аппарате. А те, кто не получил от него доступ — идут к медсестре. Например, у человека повышенное давление: вместе со специалистом он решает, как поступить в данном случае.

В качестве примера рассмотрим компанию, у которой 200 водителей. Одно устройство для дистанционного осмотра может обслужить примерно 25-30 человек в час. Чтобы выпустить на линию 200 водителей за час, требуется поставить 8 таких устройств: по 4 на каждые 100 человек. 

Теперь посчитаем расходы. Обслуживание восьми устройств (примерно 20 000 рублей на каждое) обойдётся компании в 150-160 тысяч рублей. Плюс, если речь идёт о самом оптимальном «гибридном» формате, нужно оплатить услуги медика. Итого получается примерно 220-250 тысяч рублей в месяц.

Если рассматривать вариант только дистанционного осмотра, без участия медика, цены будут несколько ниже: от 80 000 рублей в месяц для осмотра 100 человек в час. Речь идёт об аренде четырёх устройств. 

Санкции и штрафы за нарушения

А теперь переходим к самому интересному и неоднозначному моменту. Штраф за отсутствие предрейсового осмотра составляет 35 000 рублей: 30 000 на должностное лицо и 5 000 —физическое. 

Многие владельцы небольших парков просто не проводят осмотры, а если водителей на этом ловят, то платят штрафы. Ведь, как мы уже выяснили, минимальная сумма в месяц для организации этой услуги — 17 000 рублей: половина от размера штрафа! 

Но увеличить в несколько раз штраф — тоже не лучший вариант. Находчивый русский человек найдет выход из этого положения. Например, на том же «чёрном рынке». Этим вариантом многие компании, особенно небольшие, пользуются и сейчас. Они просто покупают бумажки с нужными печатями, что водитель якобы прошёл необходимый осмотр. 

Крупные компании пытаются «сэкономить» по-своему. Один из вариантов — проведение осмотров неквалифицированным сотрудником. Я лично знаю случаи, когда в качестве медика на предрейсовых осмотрах работала уборщица! К сожалению, такие ситуации до сих пор встречаются.

Что на данный момент может стимулировать компании к качественному проведению предрейсовых осмотров? У меня на этот вопрос есть только один ответ: осознанность и социальная ответственность. Звучит наивно, но других «рычагов» фактически не существует. Многие владельцы автопарков уже понимают: водитель с алкоголем в крови или высоким давлением — источник повышенной опасности не только для себя, но и для окружающих. 

Как может измениться процедура осмотра

Думаю, в течение ближайших нескольких лет контроль государства за проведением предрейсовых осмотров только усилится. Первые признаки этого уже есть. Так, с 1 июня 2024 года водители, перевозящие алкоголь, будут обязаны иметь электронный путевой лист с результатами осмотра. 

Переход к обязательной электронной фиксации предрейсовых осмотров — важный и неизбежный шаг для регулирования перевозок. В случае с электронной системой такие ситуации, когда водитель вышел на рейс всего через несколько часов после предыдущей смены, станут невозможны. Система просто не допустит на линию водителя, если после окончания последней смены не прошло достаточно времени.

В идеале государство должно компенсировать компаниям хотя бы часть расходов на предрейсовые осмотры водителей. Ведь для бизнеса это «непрофильные расходы», которые он всеми силами стремится сокращать. А кто, как не государство, заинтересовано в безопасности на дорогах и сохранении здоровья граждан?


Пределы допустимого  как владельцам корпоративного транспорта проводить предрейсовые медосмотры водителей

Сергей Виноградов, основатель компании «Предрейсовый»


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar