Существует две основные разновидности бизнес-симуляций — настольные и те, которые предполагают использование IT-технологий в моделировании.
У каждой есть свои преимущества и недостатки.
*по признанию создателя IT бизнес-симуляции Capstone, Даниэля Смита.
Как всякий автоматизирующий элемент труда, бизнес-симуляция снижает роль человека. Если вспомнить с какой тревогой отдел по работе с персоналом относится к проведению программ рассчитанных на топ-команды, то формат бизнес-симуляции на IT платформе является более выигрышным, так как «движок» игры является интересным сам по себе. По опыту проведения, можно утверждать, что программа сама дает такой уровень анализа и рекомендаций по игре, что чтобы провалить тренинг нужно приложить дополнительные усилия.
Возвращаясь к вопросу о квалификации тренеров, необходимо отметить, что с одной стороны, с точки зрения качества результата для участников, бизнес-симуляции на базе программного обеспечения более безопасны для тренеров, которые имеют массу возможностей выглядеть экспертами за счет возможностей, которые предоставляет IT моделирование именно для ведущих. С другой стороны, из всего вышеупомянутого не следует, что бизнес-симуляции на основе IT моделирования может вести кто угодно.
В США, где бизнес-моделирование наиболее популярно, к ведению семинаров на основе бизнес-симуляции Capstone допускаются преподаватели со степенью Ph.D*. В остальном, информативность, наглядность, возможность сравнивать большое количество показателей, и, главное — скорость обработки результатов игровых периодов позволяет поддерживать высокий уровень вовлеченности участников на всем протяжении программы.
Помимо технической стороны вопроса и аспекта увлекательности для игроков, рассмотрим какова эффективность инструмента с точки зрения достижения задач в области обучения?
*Doctor of Philosophy академическая степень соответствует нашему доктору наук
По процессу обучения возможно выделить два формата.
Первый — классический учебный процесс, который используют в западных университетах, когда в течение семестра каждое занятие соответствует одному игровому периоду (1 финансовому году). Между встречами студенты получают домашние задания, анализирует кейсы и т. д. В этом формате у участников есть время на глубокое понимание игры и более качественное освоение знаний.
Второй — корпоративное обучение, где временные ограничения на практике получает ключевое значение, так как отрыв сотрудников от рабочего процесса редко бывает простым. В этом случае используются программы от 2-хдо 3-х дней, где участники полностью погружаются в игровой процесс.
Если эффективность бизнес-симуляций в рамках академического университета доказана годами и очевидна (это сочетание динамичности формата, возможности интегрировать знания, полученные в рамках других предметов, и выстроить целостную картину бизнес взаимодействия внутри и снаружи виртуальной корпорации), то опыт бизнес-игр в корпоративных университетах не столь однозначен.
Из положительных сторон стоит отметить разнообразие задач, которые можно решать с помощью симуляции в рамках учебного центра. Начиная от обучения конкретным знаниям в области понимания бизнеса: работа с финансовой информацией, ценообразование, утилизация производственных мощностей и заканчивая выбором стратегии компании и развитием навыков влияния в команде.
Безусловным важным преимуществом бизнес-игры является эмоциональное переживание за результат — участники радуются и ликуют, заняв первое место на рынке, горюют, теряя прибыль, страдают от плохо спрогнозированных продаж и агрессивных действий конкурентов. Искреннее переживание самых разных и часто неожиданных чувств создает высокий уровень и вовлеченности, и усвоения знаний. Такого уровня тяжело добиться с другим инструментом — семинаром или тренингом.
При всем накале эмоций и напряжении нервов, по отзывам самих участников более всего их радует безопасность принятых решений. Некоторые даже писали, что смогли «в волю похулиганить и опробовать ряд абсолютно абсурдных действий». Данный аспект является преимуществом бизнес-симуляции, так как участники могут попробовать самый невероятный сценарий управления компании, проверить свои гипотезы в действии и худшее, что с ними может случиться — осознание ошибочности их решений.
Острота переживаний делает бизнес-симуляцию идеальным инструментом, когда требуется формат, сочетающий элементы развлечения и обучения так, чтобы время и деньги, затраченные на такое событие, принесли не только хорошее настроение, но и практическую пользу. Департаментам персонала часто приходится сталкиваться с подобного плана задачами при организации мероприятия для своего менеджмента. В ходу специальный термин — «трентетеймент» — от английских слов training (тренинг) и entertainment (развлечение).
Опыт проведения подобной игры указывает, что в этом случае мотив развлечения быстро возобладает среди участников и обучающий элемент сводится к минимуму. В этих ситуациях рекомендуем тренерам делать акцент на аспекте групповой динамики и готовить программу в ключе тимбилдинга. Целостное видение и управление бизнесом особенно способствует пониманию менеджерами роли смежной для них функции, роли чужих департаментов в достижении результата компании.
Одним из моих самых успешных проектов в качестве специалиста по обучению и развитию в Coca Cola Hellenic Bottling Company еще в 2005 году было проведение выездной программы, основу которой составила симуляционная игра. Отзывы участников были следующими: «Я наконец-то понял, как это нужно использовать!» (Руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами по поводу понимания финансовой информации), «Да, нельзя пренебрегать тактикой, ориентироваться только на стратегию.» (Генеральный менеджер по продажам). Помню, авторитет отдел по работе с персоналом значительно повысился благодаря успеху программы менеджмента, что позволило более эффективно работать, появился более высокий уровень взаимопонимания и уважения.
По областям знаний бизнес-симуляция наиболее полно отвечает таким задачам как программы «Финансы для нефинансистов». Игра не только дает знание основных терминов и отчетов, но и позволяет понять, как использовать финансовую информацию для принятия управленческих решений. В результате скучные и плохо запоминающиеся термины превращаются в «живые» индикаторы здоровья компании.
Очень ценным может быть использование симуляций для руководителей функций. Как правило, данная категория менеджеров в большей степени ориентирована на работу только своего подразделения. Они не всегда видят деятельность своей функции как часть деятельности компании в целом. Такое восприятие работы своего подразделения часто приводит к сложности в межфункциональном взаимодействии, а зачастую и к конфликтам.
Ситуация может осложниться, если такого руководителя функции передвигают по карьерной лестнице на более высокий управленческий уровень, где требуется понимание бизнеса в целом. Симуляция — это прекрасная возможность продемонстрировать, как каждая функция важна для организации и игнорирование интересов коллег может привести к печальным последствиям, сформировать у менеджеров общее понимание бизнеса, которое необходимо руководителям, начиная от среднего управленческого уровня и заканчивая самым высоким уровнем руководства. Исходя из всего вышеописанного, у читателя может сложиться впечатление, что, наконец, появился инструмент для обучения персонала, который может решить все три задачи (интересно для участников,полезно для компании и укрепляет авторитет HR), которые возникают каждый раз перед службой по обучению и развитию персонала при выборе программы. Было бы нечестно не рассказать об ограничениях, которые есть у данного формата обучения. Прежде всего, это требования к уровню аудитории: как правило, имеет смысл предлагать симуляционные игры для уровня сотрудников не ниже уровня руководителей функций, когда обсуждение вопросов тактики и стратегии компании, а также важности межфункционального взаимодействия не будет разговором об очень далеких и теоретических вещах.
Второе ограничение, или скорее риск — это «сваливание» учебного процесса в желание выиграть или проиграть. В этом случае, участникам интересно, они вовлечены, однако мы не решаем учебных задач, так как участникам в результате неважно как они достигли тех или иных итогов. Они все сконцентрированы на победе или поражении. В конечном итоге, если вы не ставите специальных учебных задач таких как проведение «Финансов для нефинансистов», когда программа комбинируется с большими теоретическими блоками и результатом ее является именно получение конкретных знаний, то участники могут просто потеряться в обилии терминов, тем самым снизится эмоциональная вовлеченность в игру. Поэтому, возможная рекомендация, делайте симуляционную игру подытоживающей «учебной год», когда есть возможность в течение года дать необходимые базовые знания в привычном формате тренинга или семинара или, как вариант, проводить виртуальные сессии до или после игры.
Критично адаптировать уровень сложности игры в соответствии с уровнем управленческой ответственности и стоящими перед организаторами учебными задачам. К примеру, для аудитории, которой важно разобраться, как работают маркетинговые инструменты, можно подключить модуль «Продвинутый маркетинг», для тех, кто до сих пор не очень уверен, для чего компании нужна служба HR и почему так настойчиво внедряются системы управления качеством, можно подключить модули HR и «Управление качеством».
У процесса игры есть очень четкая структура и свои закономерности развития. Первый раунд — участники привыкают к рабочим интерфейсам, учатся считывать информацию о рынке и действиях конкурентов. Второй — предпринимают взвешенные шаги. Как правило, именно на третьем раунде команды уже полностью осознают и понимают процесс управления бизнесом.
Тогда же начинают негативно сказываться последствие ранее принятых решений. Это связано и с отложенным эффектом многих рыночных факторов. Очень важно дать участников возможность взвесить и осознать взаимосвязь между их идеями, решениями и результатом. Следует давать достаточно времени на работу с большим объемом данных и обсуждения в группе. Тренер должен особенно тщательно следить за процессом в командах. При неосторожном сокращении времени может исчезнуть основной смысл бизнес-симуляции — осознание того, какая информация важна для принятия решений, какие из них привели к тем или иным результатам. Это может привести к эффекту незавершенного действия. Момент, выбранный для завершения игры должен с одной стороны быть радостным и запоминающимся (каждая команда наконец-то выходит в плюс и начинает генерировать прибыль), а с другой стороны, приходит понимание того, какое решение и как повлияло на тот или иной результат. Только в этом случае у участников возникает, как тренеры называют, «инсайт» — осознание того, как простые вещи могут существенно влиять на результат или, сколько еще мы всего не знаем… Это один из самых ключевых и одновременно ценных моментов познания, когда сами участники, понимают сколько им еще нужно знать. И это их заслуга, а не подавляющая все экспертиза тренера.
В заключение хочется процитировать слова Дэна Смита разработчика симуляции Capstone: «Люди любят рисковать, но не любят проигрывать». Во время пребывания в Москве Дэна поразила готовность российских менеджеров к быстрым действиям, без обычного по процедуре игры этапа ознакомления с информацией.
Материал предоставлен компанией «AXES Management»
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться