Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Коучинг: перспективы развития в Украине и текущая ситуация

19 марта 2007, 13:19 | Интервью, HR-сервисы,
Коучинг  перспективы развития в Украине и текущая ситуация

Надежда Садовая, редактор Trainings.ua
19 марта 2007 г.

О коучинге сейчас говорят практически на всех континентах. В одних странах коучинг развит и является непременным явлением во всех компаниях, желающих стать успешными, в других странах он на стадии устойчивого развития, а в третьих только обсуждают, нужен ли он бизнесу. Насколько коучинг интересен в Украине, насколько он актуален и раскручен? Какое будущее у этой технологии в Украине? Эти вопросы комментирует Олег Хомяк, руководитель украинской Консалтинговой группы НАУ, бизнес-тренер и коуч.

Олег Хомяк:

Прежде чем говорить о будущем коучинга, коротко остановимся на его сравнении с тренингами. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что тренинг предполагает наличие некоего стандартного знания, участников, которые должны овладеть этим знанием и тренера, который может осуществить процесс «посадки» этого знания «на людей». Предполагается, что знание доминирует, не изменяется, в ходе тренинга изменяются люди, как те, кто должны стать его носителями. Для этого их и учат.

Коучинг устроен по-другому. Коучинг подразумевает, что человек обладает определенным потенциалом и жизненными силами, чтобы добиваться успеха, двигаться к цели. Коуч в свою очередь должен помочь человеку опираться на свой внутренний потенциал, определять шаги и действия исходя из себя: своего характера, своих целей, возможностей и ограничений. То есть принципиальное отличие заключается в следующем: в тренингах человек благодаря тренеру будет опираться на некоторое стандартное знание, а в коучинге человек благодаря коучу будет опираться на себя.

Сегодняшние изменения в нашей культуре связаны с ростом значимости личностного фактора. В наше время, когда информация распространяется мгновенно, когда можно пойти на любой семинар и купить любую книгу, стандартные знания как таковые перестают быть основой конкурентного преимущества. Это ресурс, который может получить каждый. То, что остается ценным, — это личностный потенциал, личностная уникальность. Люди различны между собой, и эти различия не скопируешь. Коучинг опирается на идею того, что каждый человек обладает потенциалом успеха, но не каждый умеет опираться на себя в процессе жизни и деятельности. Человек, действующий из своей уникальности, личностного своеобразия становится и более успешным и более счастливым. Именно поэтому за коучингом будущее.

Сегодня все больше говорят не только об успехе и деньгах. Все больше активируется тема «успех-счастье-здоровье», то есть целостный результат, холистический подход к жизни. Коучинг, как технология, как подход, как идеология позволяет учитывать личностное своеобразие и выстраивать дорогу к целостному результату.

Trainings.ua: Исходя из такой точки зрения на философию коучинга, к коучам должны выдвигаться определенные требования. В чем специфика работы коуча?

Олег Хомяк:

Одна из доминирующих идей — это идея развития. Силы развития, которыми обладают все живые системы, одновременно являются силами мотивации. С этим можно и нужно работать. Если мы предполагаем, что мотивация уже есть (мотивация реализации, осуществления себя), мы уже не ставим перед собой задачу ее создать, здесь встает другой вопрос — как ее распознать, найти или увидеть. Идея развития предполагает, что его движение имеет определенную направленность. Для коуча важно понимать, где сейчас находится человек, и куда он стремится. В чем заключается его идеал, мечта, стратегическая цель. Дело не столько в особых навыках, коучинг — это другая философия.

Кроме этого, коуч — это человек с жизненным опытом. Я имею ввиду не количество прожитых лет, а осознанный личностный опыт.

Trainings.ua: С какими сложностями может столкнуться коучинг как технология? Какие проблемы могут возникать у коучей?

Олег Хомяк:

Одна из первых проблем у всяких инноваций — это мода на них. Важно понимать, что на этапе моды эффективность технологии стремится к нулю. Много специалистов, называющих себя коучами на основе пройденного семинара или прочитанной книги или из маркетингового расчета. Хотя коучинг — это специфический взгляд на жизнь, специфическое отношение к себе и другим. Бумага (сертификат), которая получается в ходе учебного семинара, мировоззрения еще не меняет, хоть и дает право называться коучем.

На начальном этапе развития этой услуги возникает непонимание. Заказчик еще не до конца понимает, что он хочет, когда он заказывает коучинг. И те, кто предлагают коучинг, тоже порой не до конца понимают, что они предлагают. И те, кто выступают в роли коучируемых, тоже не всегда понимают, то они получают, и что можно требовать, что ожидать.

Только на следующей стадии эволюции коучинга на нашем рынке появится нормальная практика диагностики, проверки результатов, понимания. Сначала идет мода, потом спад, и лишь потом все выходит на некий устойчивый уровень. Подобная ситуация была когда-то с тренингами. Сейчас у многих возникает разочарование, что тренинги не работают. Хотя это индивидуально. Коучинг точно так же может быть не действенным, это зависит от участников процесса. Сложности могут возникнуть и в связи с недостаточным профессионализмом коуча, и в связи с готовностью (или не готовностью) к работе в коучинговом стиле самого коучируемого.

Многие люди еще не готовы к такому подходу — они говорят «просто скажите нам, как нужно поступить», вместо того, чтобы задуматься самостоятельно. Такому человеку еще самому придется головой побиться об стенки, убедиться самому, что нет универсальных таблеток и лекарств, и каждая ситуация уникальна, — тогда он начнет искать решения и, возможно, изменит свое отношение.

Сложности могут также появиться непосредственно в процессе коучинга: могут возникать разочарования, могут возникать очень сильные негативные эмоции, могут возникать открытия, что для достижения желаемого надо произвести гораздо более фундаментальные изменения. В этом плане тренинги психологически проще — там есть иллюзия, что знание усвоено. Хотя на практике может оказаться, что не так уж и просто все это внедрить. По поводу тренингов уже многие смирились, что если есть КПД хотя бы 30%, это уже хорошо. Хотя это не проблема тренинга, как технологии, а тех, кто использует тренинг не по назначению.

Характерной чертой коучинга является позитивное отношение к неопределенности и готовность к разным исходам. Как один из крайних вариантов, случается, что проводится одна-две сессии коучинга, компания платит, и выясняется, что человек вообще занимается не тем, чем он хотел бы заниматься. И в том деле, которым он сейчас занимается, вряд ли достигнет высот (нет личностной значимости). Деньги заплачены, а результатов от человека ждать не стоит. Возникает вопрос: плохо это или хорошо. Смотря как посмотреть. Ведь для организации важно быть уверенным в своих сотрудниках: на своем ли месте человек, своим ли он занимается делом, насколько он может быть продуктивным. И человек определяется, чем он хочет заниматься, выбирает свой оптимальный путь.

Trainings.ua: Как же быть в тех случаях, когда компания оплачивает коучинг сотруднику, вы работаете с ним и понимаете, что он еще не готов «открыть сознание».

Олег Хомяк:

Нельзя сделать коучинг кому-то, можно совместно пройти коучинговую сессию. «Открыть сознание» — это как «открыть консервную банку». Конечно, возможно, что коуч установит контакт, и человек откроется ему. Проблема может быть только в том, что коучируемый понятия не имеет о сути коучингового процесса. Он предполагает, что сейчас придет человек и будет учить его жить, и поэтому сопротивляется. Глубинно человек может быть даже не против помощи, но он хочет, быть может, чего-то более личностного. И потому необходимо прояснить, что коуч ориентирован на решение его проблемы, на помощь в достижении его целей, а не готовится перекроить человека под запрос компании.

Может быть и другая проблема — человек внутренне не ориентирован на развитие. Его все устраивает. Сделать в такой ситуации ничего не возможно, да коуч и не вправе что-то делать. Здесь может быть ошибка со стороны работодателя — либо человеку слишком комфортно на его рабочем месте, либо коучинг ему предложили без подготовки, без объяснения. И даже в таких случаях коуч делает полезное дело, он дает обратную связь HR-у, что большие ожидания компании вряд ли оправдаются.

Trainings.ua: Логично спросить, в чем же особенности коучируемых и какие стереотипы им приходится преодолевать, чтобы идти на контакт.

Олег Хомяк:

Женщины охотнее идут на сессии коучинга — им психологически легче говорить о своих сложностях. Для мужчин это сложнее: необходимость кому-то открываться, делится проблемами. Это связано с образом мужчины в нашей культуре, который не привык жаловаться и разве только может пустить «скупую мужскую слезу».

Также есть стереотип «успешной личности» — человек, не имеющий проблем. Он сталкивается со сложностью признать даже для себя, что имеет проблемы. Этот стереотип не зависим от пола и часто преследует активных людей в бизнесе.

Еще один стереотип — акцент на действия. Надо действовать, действовать, действовать. А подумать?… Коучинг предполагает развитую рефлексию, или, как минимум, готовность к рефлексии. Что, как, где, почему… Это может быть непривычно. В нашей культуре мало распространена такая компетенция, как «понимание себя», понимания, что такое человек. Может возникать состояние неопределенности, когда коуч начинает задавать вопросы «что ты чувствуешь?», «о чем ты думаешь?», начинает возникать ощущение потери контроля. В нашей культуре контроль — это доминанта. Именно не доверие, а контроль. Для коучинга же важно доверие и к себе и к партнеру по сессии.

При перепечатке ссылка на журнал HRbazaar обязательна.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar