В феврале 2006г. в штатном расписании компании появилась новая штатная единица — менеджер по обучению и развитию персонала. Начался следующий период в формировании корпоративной системы обучения и развития персонала. Первоочередной задачей сотрудника являлось формирование управленческих навыков у руководителей функциональных отделов и структурных подразделений, только что назначенных на должности из числа специалистов и менеджеров. Таким образом, обучение управленческим навыкам руководителей среднего звена — вторая составляющая корпоративной системы обучения персонала.
Практически параллельно с этим модулем начинается обучение менеджеров продаж. Поскольку обучение централизовано проводилось впервые, было решено занятия проводить в три этапа:
- Клиент ориентированные продажи — рыночное преимущество компании АМИС (пятишаговая модель продаж)
- Технология эффективных продаж (другая модель продаж — 13 этапов)
- Технология ведения переговоров в продажах
В июле 2006г. началось организованное обучение техническим характеристикам и условиям применения строительных и отделочных материалов (появилась должность «тренинг-менеджер по ассортименту»). Конечно, проще всего было организовать обучение в ГО и Новосибирском филиале компании. Но существует план обучения менеджеров отдаленных филиалов. Столкнувшись с определенными трудностями (специфика оптовых продаж, минимальная численность сотрудников в филиалах, использование временного ресурса тренинг-менеджера), мы озадачились составлением и разработкой корпоративного учебника по товару.
Еще одним инструментом, позволяющим повысить эффективность обучения на рабочем месте, является система наставничества. Сотрудники, прошедшие годовую аттестацию успешно и рекомендованные аттестационной комиссией для зачисления в кадровый резерв, становятся наставниками для новых сотрудников.
Осенью 2007 года перед нами остро встала проблема дефицита кадров на позиции «менеджер продаж». Причин такого дефицита можно назвать несколько:
— развитие рынка труда не успевает за развитием рынка дистрибуции (рынок дистрибуции прирастает ежегодно минимум на 30%),
— причинами смены работы кандидаты с опытом работы от 1 года на нашем рынке часто называют перебои в поставках товара от производителя, что в сезон является особенностью рынка (конечно, если перебои не вызваны платежеспособностью компании или последствиями корпоративной политики работы с поставщиками). Значит, столкнувшись с такими проблемами в новой компании на этапе адаптации, сотрудник легко может вернуться на предыдущее место работы,
— как правило, сменой работы озадачиваются в межсезонье, ориентируясь при этом на значительные зар/платы.
Нужно отметить, что долгое время большинство руководителей ориентировалось только на кандидатов с опытом работы на нашем рынке от 1 года. Но в ноябре 2007 на площадке Новосибирского филиала был проведен эксперимент: мы набрали группу менеджеров продаж — стажеров, не отвечающим традиционным формальным требованиям к предыдущему опыту, но разделяющим ценности компании и ориентированным на карьерный и профессиональный рост. Подбор осуществлялся с помощью групповых собеседований, программа испытательного срока была расписана на три месяца, з/пл состояла из постоянной части и при успешном выполнении задач на испытательном сроке (оценивает наставник). Группу стажеров интенсивно обучали по блокам: «Регламенты компании», «Товар», «Технологии продаж», «Правовое поле продаж».
В декабре 2007 года на сессии стратегического планирования был сформирован план развития компании на 5 лет, предполагающий открытие 30 филиалов, что влечет за собой значительный рост численности сотрудников. Увеличение численности компании в целом и «тиражирование» бизнеса в филиалы предполагает и изменения в кадровой политике компании. Однозначно меняются подходы при подборе персонала: в компанию могут заходить сотрудники с разной компетенцией, в том числе менеджеры без опыта работы на нашем рынке. В связи с этим стал вопрос о пересмотре концепции в области обучения и развития персонала. Мы начали с рассмотрения нескольких моделей обучения, особенностей их построения, предполагаемых результатов. Выбор проходил болезненно из-за сопротивления некоторых топ-менеджеров, но в результате мы выбрали не только саму модель обучения, но и экономический критерий ее эффективности — «выработка на 1 менеджера.
Выводы и рекомендации:
- Выбор модели обучения и развития персонала определяется целым рядом фактором:
1.1. Этап развития компании в настоящий момент
1.2. Корпоративная культура компании.
1.3. Особенности кадровой политики
1.4. Перспективы развития компании, качественные и количественные показатели потребности в персонале
1.5. Готовность инвестировать в персонал.
- На этапе внедрения глобальных систем обучения и развития персонала требуются значительные инвестиции, отдача от которых будет гораздо позже.
По материалам I региональной конференции «Системное обучение и развитие персонала», 19 марта, 2008 года, Новосибирск. Организатор — центр «Суперкадры».
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться