Плюс новых форматов в том, что минимальные требования по охране труда, применяемые к дистанционным работникам, распространят и на новые режимы. Пока человек работает из дома, инструктажи и обучения по охране труда не нужны.
Надо лишь расследовать несчастные случи, выполнять предписания и не забывать про социальное страхование. Но при возвращении в офис, все меры по ОТ вновь нужны. Как это будет на практике, сказать сложно. Скажем, надо ли делать спецоценку рабочих мест? Вполне возможно, что это увеличит объем бумажной работы.
Более интересным выглядит отказ от обязательной усиленной ЭЦП. Чтобы избежать рисков трудового спора и доказать свою правоту, работодателю приходилось использовать ее для обмена документами.
Есть много кейсов, когда работники успешно оспаривали это в суде: судья не подтверждал, что человека ознакомили с документом или он подписал его. И работодатель не мог доказать свою правоту. К тому же, ЭЦП – весьма недешевое удовольствие.
Законопроект же предлагает, что достаточно будет любого варианта, который достоверно определит того, кто отправил сообщение.Например, адрес в трудовом договоре, подпись в электронной почте. Другими словами, мы говорим о легализации взаимодействия по e-mail. Уверена, что это упростит документооборот и уменьшит риск манипуляций со стороны сотрудника.
В дополнение к этому, планируется узаконить ряд более «точечных» норм. Например, возможность не отвечать руководителю в нерабочее время, выбрать форму документов для обмена (бумажные или электронные) и т.д.
Де-факто, HR уже применяли эти правила еще до коронавируса. С другой стороны, предлагается прописывать норму рабочего времени / график работы – или дни недели для комбинированного труда. Для работодателей это возможность большего контроля, а понравится ли это сотрудникам – сказать сложно. Ранее можно было легче планировать рабочий процесс, теперь придется соблюдать график и каждый раз договариваться об изменениях.
Существенный минус для работодателя в том, что предлагается убрать дополнительное основание для увольнения удаленного работника. Я имею ввиду ст. 312.5 ТК РФ. Как известно, она дает право устанавливать в договоре иные причины для увольнения, например, «не выходил на связь в течение дня», «несоблюдение сроков сдачи отчета», «неоднократное предоставление недостоверной информации» и т.д.
Если поправки примут, такой возможности не будет, и останутся только базовые нормы ТК по вопросам взысканий и увольнений. Кроме того, для перевода потребуется согласие работника. В одностороннем порядке сделать это нельзя.
Так или иначе, если законопроект примут, при подписании документов надо обязательно учесть ряд моментов. Прежде всего, в соглашении с сотрудником надо обязательно указать график удаленной работы и способы обмена информации.
Если же вы издаете локальный акт о временном переводе, нудно отразить срок изменений, график работы в офисе и за его пределами, возможность корректировок, способы взаимодействия с сотрудниками и вопросы возмещения и компенсации за использование личного оборудования.
Кстати, есть в проекте и приоритетные категории для новых форматов работы. Это беременные женщины, инвалиды, сотрудники пенсионного возраста, работники, имеющие детей до 14 лет, ухаживающие за инвалидами или длительно болеющими членами семьи. Но этот список должен остаться открытым, и вы сможете переводить на удаленку и других людей, в зависимости от специфики работы и ваших интересов.
Но в целом проект несет массу преимуществ для обеих сторон. У сотрудника появляются возможности и варианты удаленной работы, которую при этом можно комбинировать.
Работодатель сможет лучше и эффективнее контролировать труд людей из дома – благодаря отмене обязательной ЭЦП, режиму работы – коммуникации с сотрудником, в том числе ознакомление и подписание документов должны стать проще. Как следствие, процесс применения взысканий к нерадивым сотрудникам может стать проще.
Автор: Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться