Можно ли при проведении аналитики обучения полагаться исключительно на мнение сотрудников?
Можно, но в пределах разумного. Например, если вы оцениваете качество обучения на основе NPS (Net Promoter Score, или коэффициент лояльности, – прим.), то 100% прошедших данный курс рекомендуют его знакомым и коллегам. А потом выясняется, что их просто за деньги обучения отправили отдыхать на Мальдивы. Хорошо для целей обучения? Очень важно не забывать про критерии оценивания знаний и их достижении по окончании обучения.
Тогда какие инструменты и данные можно использовать для аналитики обучения?
Конечно же, есть вещи, которые будут зависеть от предметной области. Как вы могли догадаться, для обучения юристов и разработчиков, критерии могут быть разными. Главное, чтобы во время обучения вы понимали, что для вас является критерием качества и как вы будете его измерять.
Но, если мы говорим про hard-скилы, то такие инструменты как:
- тестирование(которое можно легко сделать через Google Form),
- интервью /собеседования
позволят понять уровень знаний и владения изученными технологиями.
В долгосрочной перспективе все стараются оценивать влияние тех или иных тренингов на производительность человека и всей команды. Я работал в компаниях, где можно было наглядно увидеть примеры успешного обучения по следующим метрикам:
- время до первого комита в кодовую базу (правильное обучение / тренинг в рамках onboarding нового сотрудника),
- время до создания первой production модели Machine Learning, применяемой в бизнесе (эффективность обучения курсам программирования и анализа данных).
Мы, в BigData Team, определили для себя следующие показатели:
- Прогресс знаний и навыков от обучения (проверяется решением практических заданий и тестирования);
- Обратная связь от слушателей (по каждому занятию, по всему учебному курсу в формате NPS);
- Максимизация скорости получения знаний и навыков (один и тот же материал можно подать в разном формате, с разными примерами; с каждым запуском курса, мы перерабатываем примеры и обновляем структуру рассказа на основе экспериментов и обратной связи от слушателей).
Этих показателей уже более чем достаточно, чтобы оценить эффективность очного обучения. И это даже без привлечения Big Data. Общая рекомендация – не надо привлекать Big Data просто потому, что это круто или в тренде.
Если у вас много преподавателей, филиалов или вы проводите обучение в онлайн-формате, вот тут Big Data проявляется во всей красе. Например:
- Вы можете строить рекомендательные системы, чтобы понимать какие преподаватели на какой аудитории лучше всего работают;
- Вы можете анализировать видеоряд общения преподавателя и ученика и выявлять полезные факторы, важные на усвояемость материала. Например, коллеги в Skyeng оценивают сколько времени на уроке говорит ученик, а сколько преподаватель. Показатель в 5% общего времени разговора учеником в сравнении 95% преподавателем, что-то да будет говорить об эффективности такого урока по закреплению навыков устной речи на английском языке.
Для тех, кому повезло заниматься онлайн-обучением, так это просто сокровищница полезных данных:
- Вы можете прогнозировать вероятность успешного прохождения курса по стилю просмотра первых видео, скорости чтения материалов и сдачи заданий;
- На основе такого прогноза можете выделять группу риска и помогать им вернуться в нужную колею. Например, с помощью мотивирующих уведомлений:
- «мы нашли 120 пользователей, похожих на вас»
- «те, кто посмотрел 9 видео и больше в течение первой недели, смогли успешно пройти курс и получить сертификат»
- «те, кто смотрел менее 9 видео, так и не закончили этот курс ;(»
- «вы посмотрели только 7 видео, посмотрите еще 2, чтобы не упустить возможность пройти курс успешно!»
Самое приятное для разработчиков онлайн-курсов то, что эти же данные можно использовать для улучшения материалов, которые вызывают наибольшие сложности у слушателей. И все эти решения будут не просто «экспертным» мнением, действительно подкрепленны данными.
Желаю всем удачи в оптимизации эффективности обучения, как с привлечением Big Data, так и без!
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться