Но чтобы оценить риски, обратимся к закону. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» – такими данным является информация, которая относится к определенному физическому лицу. Другими словами, если есть просто имя и фамилия и идентифицировать человека нельзя – это не персональные данные, а вот если указан еще и телефон – то уже надо соблюдать закон. Недаром, в указе мэра Москвы о пропусках была фраза о том, что работодатель должен предоставить численность сотрудников (для получения пропусков) без указания персональных данных.
Оператором таких данных выступает любая компания, которая обрабатывает их и тем более передает. И де-факто каждое действие с такой информацией требует согласия с человеком, причем персонального. Если вы используете список сотрудников для отправки им информации, для начисления зарплаты и т.д. – для каждого действия нужно согласие. Хорошо, если оно было получено раньше и лично. А если в условиях карантина? Либо вводить электронный документооборот, чтобы узаконить корпоративную почту, либо отправлять по почте с возвратом.
А вот чтобы не «нарваться» на миллионные штрафы, вы должны еще раз проверить, где хранятся данные о сотрудниках (тем более, если они – у третьих лиц, хотя и на законных основаниях и с согласия людей). Если за границей – дело сулит неприятности.
Кроме того, надо проверить, какие данные вы собираете, для каких целей и как регламентируете. В конце концов, есть ли “Положение о сборе и обработке персональных данных”, официально утвержденное в компании. Цели должны быть связаны с вашей деятельностью и соответствовать законодательству. Допустим, закон не позволяет просто запустить маркетинговую рассылку. Или может быть незаконной проверка на наличие уголовной ответственности, кредитной истории и т.д.
Но в тупик может привести другая история. Недавно сотрудник одного из наших клиентов прислал в HR-службу запрет на обработку своих данных. Как начислять зарплату и что делать – не ясно. Но спешу успокоить – не все так печально. В этой связи приведу вопрос еще одного сотрудника: «Как вы можете обрабатывать данные, если у вас это не указано в кодах экономической деятельности (ОКВЭД)?». Я это вспомнила к тому, что обработка информации не зависит от ОКВЭД.
Да, каждое новое действие с персональными данными требует «одобрения» человека. И если он отказывается, то необходимо перестать обрабатывать информацию и уничтожить ее. Но не нужно по умолчанию бояться штрафов – согласие надо отнюдь не всегда.
Закон не распространяется на хранение данных для личных нужд (например, в блокнотах), на обработку данных, относящихся к государственной тайне, на работу с информацией, которая относится к публичной деятельности судов.
И еще. Вы в любом случае продолжите обработку данных во исполнение законодательства. Например, если данные нужны налоговому инспектору для исполнения полномочий. Или для выполнения кадровых и бухгалтерских процедур – в частности, начисления зарплаты.
Так или иначе, закон о персональных данных зачастую не относится напрямую к применению ТК РФ. И мы предлагаем воспользоваться рядом основных рекомендаций, чтоб снизить риски:
- Получайте письменное согласие на обработку данных у каждого сотрудника и кандидата.
- Разместите на сайте политику компании в области обработки данных.
- Обрабатывайте персональные данные только для целей, согласие на которые вы получили.
- Блокируйте по требованию работников и компетентных органов неполные/неверные данные.
- Обеспечьте обучение сотрудников правилам работы с персональными данными.
Это позволит вам избежать большого количества проблем и сохранить бюджет фирмы.
Автор: Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться