Всё это происходило в конце прошлого века, когда HR-технологии ещё не были обкатаны, поэтому каждая новоявленная компания решала кадровые вопросы с помощью личных ноу-хау или просто «как получится». Видимо, владелец и руководитель фирмы — назовём его Александр — был всё-таки бизнесменом умным и прозорливым: он не мог или не хотел платить большие деньги, но быстро догадался, как заставить сотрудников хорошо работать. И хотя о внутреннем PR тогда никто ничего не знал, метод был использован именно этот. Александр проявил себя как грамотный менеджер по внутренним коммуникациям: создал в фирме атмосферу клуба, стиль работы задал тусовочный и свободный, сам выступал в роли аниматора, проводя конкурсы «на гениальность новых идей», а парочку девушек просто влюбил в себя. Все получили свою дозу любви, и нам хотелось сделать ради этой работы всё и даже больше.
На языке психологов описанное явление называется эмоциональной зависимостью. Чем она выше, тем лучше у работника настроение для того, чтобы трудиться и больше, и лучше. Известно, что нет работников хуже, чем рабы, — их ничего не связывает с предметом труда. На крючке эмоциональной зависимости всё наоборот, и потому такие работники — самые эффективные.
Воспитание привязанности
Сегодня по-настоящему сильной компания становится только в том случае, если поровну делит внимание между внешними коммуникациями (партнёры, клиенты, конкуренты) и внутренними (сотрудники). На руку созданию универсальных корпоративных крючков играет и процесс расширения площадей — компании открывают отделения и филиалы, да и головные офисы всё дальше и дальше протягивают щупальца коридоров и офисов. Разобщение сотрудников в таких условиях неизбежно, а это ставит под угрозу идею окрыляющей любви — невозможно отдавать часть души тому, о чём имеешь смутное представление, сидя с утра до вечера в своей отдельно взятой каморке. Информацию о том, что, зачем и как происходит в стенах родной организации, необходимо доносить до работников своевременно. Так, чтобы каждый отчётливо понимал, как многое зависит лично от него.
Разумеется, менеджеры по ВК работают не вслепую, а опираются на методики. Их цель — постепенно возвести компанию на пьедестал в глазах каждого работника, превратить для них в «свою» и поддерживать этот имидж дальше. Делается это по «системе собак» — знакомство с хозяином, внушение доверия, осознание собственной важности и эмоциональная привязка, подкреплённая уверенностью в завтрашнем дне.
Коммуникации + любовь
У хорошо подготовленного специалиста по внутренним коммуникациям имеется набор инструментов для проведения пиара внутри компании. А задача состоит из двух главных частей — предоставлять информацию и эмоционально её окрашивать.
Для первой части набор инструментов довольно типичен — все те практические способы организации взаимодействия между сотрудниками различных отделов и подразделений, а также между руководством и подчинёнными. В каких-то плоскостях деятельность менеджера по коммуникациям совпадает с обязанностями HR-специалистов, например, организация обучения сотрудников, внедрение бонусных программ, выпуск корпоративных газет, наполнение корпоративного сайта, проведение конкурсов и мероприятий, разработка корпоративного кодекса и прочие связующие элементы, на которых крепится единство коллектива.
Конечно, одной только информационной коммуникации между людьми обычно бывает недостаточно — тогда необходимо претворить в жизнь «систему собак». А это значит, наладить постоянное неформальное взаимодействие руководства с подчинёнными, помочь сотрудникам самоутвердиться в собственных глазах и полюбить всё, чем приходится заниматься. В этот момент внутренним пиарщикам нужно включаться во вторую часть задачи.
Для создания эмоциональной привязки сотрудников существует множество частных методов и даже тайных ноу-хау, но суть у них одна — вычеркнуть из сознания работников образ компании-хозяина, заменив его образом компании-дома. В одной транспортной компании гендиректор вжился в роль отца-утешителя, к которому любой из сотрудников может прийти со своей проблемой. В организациях сетевого туристического бренда «Магазин горящих туров» иерархия сотрудников строится по семейному типу, обеспечивая каждому мощный уровень психологической поддержки. Правда, некоторые специалисты по ВК эмоциональные ноу-хау обходят стороной, считая достаточным обеспечение собственно коммуникаций — как горизонтальных, так и вертикальных.
Материал проекта BuildTeam.ru специально для Trainings.ru
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться