Сравним приход в компанию нового тренера с приходом любого нового сотрудника, например, менеджера по продажам. Допустим, на предыдущем месте работы он прошел тренинг продаж. Это «плюс»? В целом, да. Допустим, у него есть опыт продаж. Это хорошо? Конечно. Означают ли оба этих достоинства, что новый менеджер по продажам будет успешным продавцом в вашей компании? А вот это неочевидно… И на вопрос: «Нужно ли учить нового специалиста по продажам?», в большинстве ведущих компаний сегодня отвечают: «Да, мы хотим, чтобы он работал по нашим корпоративным стандартам, стал успешным продавцом и приносил максимум прибыли». Вот и с тренерами также.
Только факты:
Когда тренеров в компании обучают…
… они быстрее адаптируются и включаются в работу (быстрее наступает отдача);
… они компетентны и самостоятельно справляются с поставленными задачами (никто не подходит по семь раз к руководителю с вопросом «как?»);
… они уверены в себе, работают на высоком уровне, обеспечивают единые стандарты, их работу проще проконтролировать и объективно оценить;
… они эффективны (не «вообще», а как специалисты именно этой компании).
В чем особенности корпоративного обучения внутренних тренеров?
Основные особенности: сфокусированность на задачах, решаемых тренером в конкретной организации и уникальная подача тренерских компетенций в аспекте корпоративной культуры компании.
В отличие от универсальности открытых тренингов для тренеров, подготовка корпоративных тренеров всегда целевая, т. е. их готовят к выполнению конкретного проекта, например, проведению тренингов по продукту, или тренингов по продажам, или формированию кадрового резерва.
А поскольку каждая компания уникальна, тренеру важно не только «соответствовать», но и транслировать, передавать культуру компании новичкам и другим специалистам, которых он растит для компании. Это может дать только корпоративное обучение тренеров.
Чему учить корпоративного тренера? Что он должен уметь, работая внутри компании?
Базовые тренерские компетенции достаточно универсальны. А вот задачи у корпоративных тренеров могут существенно отличаться, поэтому и учить тренеров нужно по разным программам. Можно выделить три функции корпоративного тренера.
- Тренер-«ведущий»— регулярно проводит обучение по готовым программам. Программы разработаны и стандартизированы. Пример: тренер по продукту; тренер, проводящий базовый тренинг для новых сотрудников компании. Задача тренера — эффективно донести содержание до участников.
Соответственно обучать «ведущего» тренера нужно в первую очередь активной подаче материала (интерактивной презентации); навыкам взаимодействия с группой; организации упражнений и ролевых игр; как начинать и результативно завершать тренинг.
- Тренер-«разработчик» (тренер-методист)— разрабатывает программы тренингов, исходя из потребностей в обучении. Задача — составить эффективную программу тренинга под конкретный запрос. Проводить программы может его коллега, «ведущий».
Как научить тренера самостоятельно разрабатывать программы? — Для этого нужно научить: выявлять потребности в обучении; проводить предтренинговую диагностику; грамотно формулировать цель и задачи тренинга; определять планируемый результат обучения; гармонично выстраивать дизайн тренинга, используя различные формы активности; составлять раздаточные материалы и тестовые задания для участников. И, конечно, нужно не понаслышке знать, как проводить тренинг.
- Тренинг-менеджер— организует и управляет процессом обучения персонала: планирует обучение, с учетом приоритетов, распределяет тренерский ресурс, оценивает эффективность обучения, при необходимости, привлекает внешних провайдеров. Его задача — сделать тренинг инструментом постоянного развития сотрудников компании. А что для этого нужно знать? — основы организации обучения в компании; методы оценки эффективности обучения; особенности обучения различных категорий (топ-и мидл-менеджмент, фронт-персонал и др.); современные направления обучения; предложения на рынке T&D- услуг.
При этом корпоративный тренер может выполнять все три названные функции, а может быть наделен одной. Эффективное корпоративное обучение тренеров развивает компетенции, которые необходимы тренеру в соответствии с его функцией в организации. Принцип прост: следует обучать только тому, что нужно конкретной компании.
Вот несколько примеров оптимального решения.
- Компании, которая только начинает регулярно обучать своих сотрудников, нужны тренеры, отлично знающие продукцию компании. Найти на рынке такого специалиста сложно. Решение: вырастить «ведущих» тренеров «с нуля» из своих сотрудников, проведя базовую программу обучения тренерским навыкам.
- В компании работают тренеры-“ведущие«. Компания стремительно растет, есть потребность в учебном центре, расширении комплекта тренинговых программ. Решение: повышение квалификации внутренних тренеров, «наращивание» компетенции в области разработки тренингов и управления обучением.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться