Постепенно человечество пришло к тому, что обучать надо не только солдат и их командиров. Наиболее успешные купцы, промышленники и бизнесмены начали вкладывать деньги в обучение своих сотрудников. Формы обучения, как и положено, эволюционировали, проходя путь от простейших («делай как я») к более сложным («решение кейсов») и, в конечном итоге, в бизнес-обучении человечество вновь пришло к… военным учениям. Круг замкнулся. Но развитие происходит по спирали. Поэтому название этой формы обучения стало другим: Деловые Игры. Хотя, как это часто случается, суть не поменялась.
Суть деловых игр — «Военных учений» (Battlefield Learning)
В конечном итоге суть любой деловой игры заключается в создании завершенной (т.е. описывающей все значимые детали) модели некой ситуации, решение которой требует комплекса определенных знаний и навыков. Слова «завершенной» и «комплекса» являются ключевыми. Это основное отличие деловых игр от стандартных тренингов, на которых происходит отработка отдельных навыков в отдельных кейсах или ситуациях, взятых тренером из контекста общей ситуации либо вообще без учета реалий участников. И с этой точки зрения, деловые игры как форма обучения взрослых людей более эффективна.
Однако разные деловые игры делаются по-разному и, соответственно, по-разному используются. В настоящий момент на рынке присутствуют в основном два вида деловых игр:
- Игры универсальные
Условия и правила подобных игр разрабатываются раз и навсегда. Предполагается, что они подходят широкому рынку («Продажи на B2B рынках», «Управление Продажами» и пр.). В ряде случаев это действительно так, в ряде случаев — нет. Но главное то, что однажды созданные «универсальные» правила и условия сильно ограничивают варианты действий участников и развития событий, заранее подводя их к «универсальному» же результату игры.
Такие игры часто имеют красивую оболочку и осязаемые «фишки» — это большинство из настольных игр (оформленных по принципу «Морской Бой» или «Монополия») и компьютерных игр.
В некоторых случаях этот результат действительно будет единственно правильным. И, следовательно, комплекс наработанных навыков будет полезным для компании-заказчика. Но вот беда, предлагаются-то такие игры всему рынку…
- Игры вариативные
При разработке таких игр прорабатывается не один алгоритм, а целое “дерево”, участникам предоставляется большая свобода действий. Перед ними ставятся все новые и новые задачи по мере выбора ими того или иного хода игры. Наиболее ярким примером такого рода игр является знаменитый «Looking Glass», который в конце 90-х — начале «нулевых» продвигала на российском рынке компания CBSD.
Понятно, что такие игры занимают больше времени, однако они и гораздо более захватывающи и позволяют не только отработать комплекс навыков, но и сильно расширить кругозор: выбирая для себя ход развития событий в гре, участники имеют возможность проанализировать альтернативы, а потом и проиграть их, получая дополнительный опыт.
Конечно, есть и оборотная сторона: где гарантия, что участники, выбирая определенный алгоритм развития событий в гре, выберут именно тот, который необходим в текущей реальной ситуации компании-заказчику? Вопрос.
Стоимость проведения таких игр тоже должна быть существенно выше: если первый вид игр способен провести даже начинающий тренер (ведь алгоритм, правила, условия «зашиты» в самой игре), то во втором варианте необходимо участие достаточно развитых экспертов, способных консультировать участников по любому вопросу, которых может быть много из-за хитросплетений происходящего.
Однако (и это довольно странно) стоимость как раз не сильно отличается — проведение универсальных игр также обойдется заказчику в копеечку. Очевидно, из-за «фишек» и антуража оболочек таких игр (будь то «бумажное» или «виртуальное» оформление).
Получается, что на рынке предложения деловых игр сейчас присутствуют две крайности: узконаправленный формат, применение которого осложнено ограниченной гибкостью, и широковариативный формат, гибкость которого, наоборот, слишком велика. При этом оба вида — достаточно дороги для применения в условиях экономического кризиса, когда считается каждая копейка. Хотя когда же их применять как не в условиях, приближенных к боевым?!
Так каким же условиям должно отвечать настоящее «Battlefield Learning»? — Если это «военные учения», то и условия должны быть максимально эффективные, как на фронте: точно в цель, минимум затрат.
Иными словами:
Во-первых, условия и правила игры должны быть максимально приближены к реальным условиям, в которых находится или планирует находиться компания-заказчик. Это подразумевает, что игра не должна быть универсальной и не должна содержать множество вариантов решений. Она должна содержать только тот набор, который приемлем для отрабатываемой ситуации. То есть игра должна разрабатываться под конкретного заказчика.
Во-вторых, она должна быть оптимально дешевой. И такие игры — «Battlefield Learning» на рынке есть. Делаются они так: опытные специалисты, совместно с руководством компании-заказчика:
- описывают текущие условия работы людей, тренировка которых необходима заказчику (по сути, делают аудит текущих процессов и задач);
- описывают условия, в которых участникам предстоит выработать решения;
- тщательно формулируют цели, к которым необходимо прийти участникам;
- продумывают набор навыков, который должен появиться в процессе игры.
Далее по определенной технологии создается сценарий игры, в который «зашиваются» все вышеуказанные данные таким образом, чтобы возник необходимый заказчику алгоритм действий участников.
Для проведения игры воссоздаются внешние условия, приближенные к реальности участников. Например, если это «штабные учения» (отработка поведения руководства при планировании стратегических или тактических действий), то организуется работа в нескольких кабинетах (аудиториях), в которых работают группы, получившие вводные, и проводятся общие совещания.
Если это отработка комплекса навыков продаж — «полевые учения», то организуются несколько «переговорных», в которых разбитые на «конкурирующие» команды участники проводят переговоры, стремясь достичь выигрыша в тендере крупного клиента (кстати, за «тендерную комиссию» в этом случае часто выступают руководители этих участников — отличный способ посмотреть, как же работают их подчиненные в жизни). Все действия при этом записываются на видеокамеры — все записи потом тщательно разбираются для выявления правильных и неправильных действий.
Таким образом, проведение подобных игр бьет точно в нужную заказчику «десятку», а включение руководства в процесс подготовки или в сам процесс игры (если это «полевые учения») не только повышает качество, но и снижает себестоимость.
Можно резюмировать: то, что рассматривалось на этапе подъема рынка как роскошь или «нечто новенькое» («а то наши сотрудники уже все попробовали…»), сейчас приобретает действительно необходимый характер. Экономический кризис действительно похож на ведение боевых действий: каждый обученные сотрудник ценен, времени на принятие решений и осуществление действий мало, цена ошибок может стать критической, денег — в обрез. Деловые игры, выросшие из «военных учений» в наибольшей степени соответствуют требованиям кризисного (читай: военного) времени. И российский рынок деловых игр, в общем, оказался готов к этому нелегкому периоду: предложение решений достаточно велико. Осталось только выбрать правильное.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться