Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Интервью с тренером центра подготовки персонала «Класс» Ириной Барановой

29 августа 2007, 16:30 | Интервью, L&D, HR-сервисы,
Интервью с тренером центра подготовки персонала  Класс  Ириной Барановой

Наталья Кочергина, редактор, Trainings.ru
29 августа 2007 г.

Ирина, компания «Класс» на тренинговом рынке уже более 12 лет. Скажите, какие произошли изменения за это время?

Я бы хотела сказать не только о компании «Класс», а в целом. Ситуация действительно сильно меняется. Например, когда только появился тренинг тренеров, он был игрушкой новой, неизвестной. На тот момент людей приходилось «вводить в контекст», т. е. не все понимали, что это такое. Постепенно аудитория становилась более осведомленной, более подготовленной. Появилось больше корпоративных тренингов для тренеров, так как возросло число внутренних тренеров в компаниях.

На настоящий момент мы, компания «Класс», дрейфуем больше в сторону коучинга и те тренинги, которые мы разрабатываем в корпоративном формате — они где-то на грани консалтинга и тренинга. Время шаблонных тренингов прошло. Они уже никому не интересны, скучны. Сейчас ценятся программы на материале конкретных организаций. И мы такие делаем.

Кроме того, мы много занимаемся коучингом. Причем, не только для ключевых фигур компаний. Коучинг уже распространился до среднего звена, так как в компании понимают, что какие-то проблемы решаются не тренингом, в формате общей группы, а посредством индивидуальной проработки.

Как Вы думаете, это потому что у руководителей изменилось отношение к коучингу?

Я думаю, что изменилось не отношение к коучингу, а понимание людей значимости мотивации и человеческого фактора в организации. Безусловно, профессионализм персонала немаловажен, но для того, чтобы была комфортная атмосфера в организации, была жизнь, энергия и, соответственно, прибыль, для этого необходимы человеческие отношения. При соответствующей мотивации людям будет интересно работать, они будут увлечены, это сократит конфликты. У многих руководителей есть более широкое понимание того, что нужно обращать внимание не только на знания, но и на личную составляющую людей.

Однако и к знаниям отношение изменилось. Было время, когда диплом не играл решающей роли при приеме на работу. Сейчас, напротив, предпочитают брать дипломированных специалистов, кроме всего прочего, привлекать людей, которые заинтересованы в работе. На собеседованиях при приеме на работу, вопросы стали гораздо каверзнее, специалисты, которые проводят собеседования, обращают внимание на внутренний настрой человека не только к работе, а на то, насколько активная у него жизненная позиция. Исходя из его целей и желаний, можно предположить, что от него ожидать: вырастет ли он куда-нибудь или нет. Сейчас организации стараются людей растить внутри своей компании и не тратить время на неперспективных сотрудников. Ситуации отжима нет. В настоящее время компании предпочитают посредственным сотрудникам с небольшой зарплатой высококлассных специалистов. Фокус переместился в сторону талантливых сотрудников, а им, соответственно, нужно помогать, направлять, способствовать раскрытию их потенциала.

Как вы повышаете уровень своих специалистов-профессионалов?

Мы считаем, что профессионализм сотрудников сильно повышается в процессе разработки тренингов для различных компаний. В ходе подготовки к разнообразным тренингам всё равно приходится узнавать про жизнь каждой компании, вникать в особенности их организационной структуры, логистики, общения – это такой своеобразный тренинг тренеров. На каждом тренинге, который проводишь — обучаешься сам.

Кроме этого, мы, тренеры, общаемся между собой, у нас в компании разная специализация тренеров: кто-тозанимается управлением, я, например, занимаюсь коммуникациями и командообразованием, тренингом тренеров. При подготовке к общему тренингу, который сочетает в себе несколько тем, мы делимся своими знаниями, можно сказать, что получается своего рода взаимонаставничество. Причем, наставничество по разным темам, то есть, когда есть сложности по какой-то определенной теме, можно проконсультироваться у своих коллег.

Активное научение происходит от непосредственного проведения самих тренингов. Даже при прописанной программе, обсужденных вопросах с заказчиками, на самом тренинге многое может измениться. Многие немаловажные детали обсуждаются фактически в режиме совещаний, а в компании не всегда есть возможность потратить время на решение каких-то нюансов. Тренинг позволяет на собственном материале или на каких-токейсах обсудить ситуацию. И этот момент тоже можно отнести к обучению.

Иногда неожиданный поворот событий заставляет что-то менять по ходу мероприятия. Это тоже опыт.

Поясните, пожалуйста, на примере.

У меня был случай, когда стояла задача подготовить компанию к фасилитации мероприятия. Как выяснилось, они не понимали, что именно им нужно фасилитировать, а также сам предмет — самоуправление. По ходу тренинга я собирала с участников очень скупую информацию. Основная трудность заключалась в том, что мне пришлось её аккумулировать у себя в голове практически в режиме он-лайн, а потом объяснять аудитории. Я бы это тоже отнесла к обучению.

Ирина, уже 7 лет Вы разрабатываете и проводите тренинги. Какой контингент людей приходил к Вам на тренинги в самом начале вашей карьеры и какой сейчас? Специалисты с каким образованием посещают Ваши программы?

Если говорить про тренинг тренеров, то, действительно, в настоящее время ситуация меняется в сторону более молодых специалистов. Многие начинающие тренеры, посетив тренинг тренеров, воспринимают это, как новую специальность. Они убеждены, что можно быстро пройти обучение и тут же приступить к работе. Есть такой миф, что профессия тренера – легкий хлеб, но это – заблуждение, а на тренинге тренеров участники начинают понимать, что это такое. Меньше стало людей с психологическим образованием.

С чем это связано?

Приходят те специалисты, которые уже работают в данной области. Например, в самом начале развития тренингового рынка среднестатистическим участником наших программ был HR менеджер. Причем, у него не было специального образования, он занимался подбором персонала, но в какой-то момент ему поставили задачу обучения сотрудников. В этом случае человек начинает что-то делать по наитию, а потом понимает, что недостаточно этих знаний, и идет на тренинг тренеров.

Тренинг тренеров всегда посещали те люди, которые сами заинтересованы в этом тренинге, а не которых отправила на обучение компания. Часто за них платит компания, но, всё-таки, это – сильно мотивированные люди.

Что отличает тренинг тренеров, например, от корпоративного тренинга?

В корпоративном тренинге довольно часто принимается решение заказчиком: руководителем или ещё кем-нибудь в компании, а сам персонал не сильно счастлив, что его отправляют на тренинг. Именно отправляют. Всё-таки тренинг тренеров, это действительно тот тренинг, куда люди приходят сами.

Кроме того, у людей стало гораздо больше опыта по части собственного участия в разных тренингах. Эта тема сейчас на слуху, да и возможности стали шире. Раньше самым распространенным тренингом был тренинг продаж. Начинающие специалисты, в основном, были знакомы только с этим тренингом. Сейчас доступно огромное количество различной психологической литературы, в связи с этим, люди приходят вполне подкованные. Хотя молодым и начинающим специалистам довольно сложно, поскольку не хватает жизненного опыта. При общении с ключевыми персонами или людьми старшего возраста в какие-то моменты они тушуются и не всегда знают, каким образом себя вести. Им не хватает уверенности, которая приходит постепенно, с опытом.

Особенно сложно бывает специалистам с университетским психологическим образованием, так как ситуация на тренинговом рынке и, соответственно, в компаниях очень быстро меняется. В связи с этим, от многих полученных знаний нужно отходить и при проведении тренинга обращать внимание на то, что происходит с группой и ориентироваться по ситуации.

Как отличить посредственного тренера от хорошего?

На мой взгляд, хороший тренер, сколько бы не проводил тренингов, всё равно волнуется и нервничает перед группой, как в первый раз. Он не должен потерять это ощущение, так как каждый общается с новой группой, поэтому одинаковых тренингов быть не может.

Профессиональный тренер может очень быстро вывести группу на плюс. Известно, что существует сопротивление участников в ходе тренинга. При проведении интенсивных групповых занятий участники непросто вовлекаются в совместную работу, и тренеру часто приходится сталкиваться с сопротивлением группы. Хороший тренер умеет быстро вывести группу из этого состояния.

Хороший тренер, осознав тот факт, что программа тренинга не подходит группе, может поменять её по ходу, а не продолжает следовать прежней. Например, у меня был запрос на тренинг «проведение презентаций», но оказалось, что представителям организации, которые пришли на обучение, нет необходимости в развитии навыков по подготовке презентаций. Выяснив это, я решила в первый день провести тренинг по презентациям, а последние 2 дня посвятить переговорам. Впоследствии, может возникнуть сложная ситуация: это может не понравится заказчику. В этом случае, тренер берет на себя ответственность объяснить заказчику свои действия, что тоже доказывает его профессионализм.

Что ещё отличает хорошего тренера от посредственного? Поведение в различных непредвиденных ситуациях. Перед тренингом может возникнуть масса организационных нюансов, которые не связаны с сами участниками, но влияют на состояние тренера перед началом проведения мероприятия, например, заранее подготовленные к занятию материалы выкинули в мусор уборщики, зал, предназначенный для обучения, совсем не подходит для тренинга. Только хороший тренер может отключиться от этого и никак не переносить свой негатив на группу.

Кроме того, профессиональный тренер никогда, в случае симпатии или антипатии группы к кому-либо из участников, не присоединяется к мнению большинства. Хороший тренер не может начать кого-нибудь гнобить вместе с группой.

Как же тогда быть профессиональному тренеру, если по ходу тренинга он понимает, что один из участников, который пришел к нему — бездарность, ошибся с выбором своей профессии. Бывали ли у вас такие ситуации? Как бы вы поступили в этом случае?

Мы сами никогда не говорим участнику тренинга, что он не готов работать тренером или в чем-то не соответствует этой профессии, но об этом говорит группа, потому что у нас на тренинге тренеров много обратной связи. По ходу тренинга тренеров люди очень много практикуются, и у специалиста постепенно складывается понимание того, на что он способен. Кроме того, не все приходят на тренинг, чтобы быть тренерами, многие приходят, чтобы решить какие-то свои проблемы, и, конечно, этих людей видно. Мы даем рекомендации, что необходимо улучшить тому или иному человеку, какие лучше тренинги вести, потому что не все смогут вести креативные тренинги, у кого-то получается тренинг продаж или какой-нибудь другой. Мы не ставим клеймо на человеке, что он полностью профнепригоден, а обозначаем ему некие векторы, по которым ему можно и нужно развиваться.

Какой ваш самый любимый тренинг?

У меня их несколько. Например, тренинг «Искусство быть дураком» — стресс-менеджмент — клоунство через смех. Ещё я люблю тренинг по командообразованию, но не обычного формата, а который сочетает в себе элементы командообразования и эмоционального интеллекта. Этот вид тренинга связан с большим количеством разных эмоций и дает понимание, каким образом взаимодействовать с людьми, правильно воспринимать их эмоции и как, при этом, строить взаимоотношения. Эмоциональная составляющая очень сильно влияет на жизнь компании.

Как вы оцениваете успешность тренинга?

Есть определенный показатели удачного проведения тренинга на различных уровнях. Например, есть собственное первое впечатление, когда ты понимаешь, что вот в этот раз сделано именно то, что нужно. Кроме того, есть опосредованный результат: звонит заказчик и сообщает о произошедших изменениях после тренинга. Главный результат — заказчик хочет заказать следующий тренинг. Это свидетельствует о том, что ты подошел для этой компании, потому что тренеры все очень разные.

Кроме того, после успешно проведенного тренинга создается своеобразная атмосфера волшебства, никак по-другому не могу сказать. Не уловимое ощущение того, что каждого из участников группы, и меня, в том числе, связывает что-то, неизвестное другим людям. Мы можем общаться с другими, но у них нет этого опыта, именно этой ситуации, некоего тонкого единения. Это не братание, не просто поднятие командного духа — это такая тонкая невидимая паутина, которая связывает людей. Для меня это показатель того, что тренинг прошел удачно.

Как вы думаете, каким будет наш тренинговый рынок лет через пять-десять, какие будут тенденции? Может, они уже обозначились?

На мой взгляд, всё больше обучающих программ будет индивидуальных, в компаниях будет много своих тренеров. У меня есть такое ощущение, что компании станут заказывать тренинги, посвященные не бизнесу, а творчеству, созданию атмосферы для пополнения энергии, чтобы у людей появлялись другие возможности выполнять свою работу и проявлять себя, причем, именно в рамках работы. На данный момент, ситуация такова, что люди бизнеса мало видят родственников, друзей. У многих деловых людей складывается ситуация «живем на работе».

Я надеюсь, что тренинговый рынок будет дрейфовать в сторону создания дополнительных возможностей для развития человека и получения им какого-либо дополнительного опыта в рамках работы. При этом, конечно, останутся обычные тренинги, но, скорее всего, они станут частью рабочего процесса. Программы обучения станут более эмоциональными, ценностными, потому что тема эмоционального интеллекта в настоящий момент вызывает активный интерес.

Работе с энергией будет уделяться больше внимания, её пополнению, а также энергетическому обмену при переговорах, так как компания является таким же организмом, как и человек, который живет, дышит и нуждается в энергии.

В чем уникальность вашей компании?

Наша уникальность в том, что мы довольно самобытны, у нас много традиций, мы не стремимся стать гигантскими — для нас это не принципиально. Мы создаем по-настоящему авторские вещи. Кроме того, нам нравится сам процесс создания тренинга. Конечно, многие говорят про себя «что мы — творческие», но я бы хотела отметить, что наши тренеры не теряют интереса к работе над созданием тренингов.

При перепечатке ссылка на hrbazaar.ru обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar