Первый вопрос, который возникает при анализе подобных инициатив, это связь между корпоративным T&D изданием и Корпоративным университетом (КУ). Иными словами, если у компании есть КУ, то потребность в таком издании имеется, и наоборот, если система корпоративного обучения еще не готова называться КУ, то и потребности в специализированной прессе/он-лайн издании — нет.
Следует сразу определиться, что именно в рамках этого материала мы будем понимать под Корпоративным университетом. Предлагаю не дискутировать над разными дефинициями, а принять то, что дает нам рынок: под КУ мы будем понимать именно то содержание, которое имеется в конкретном Корпоративном университете конкретной компании.
Итак, обязательно ли Корпоративному Университету иметь собственное издание по обучению и развитию?
С таким вопросом Trainings.ru обратился к своим экспертам. Александр Бражник, менеджер программ Mars University, считает, что дополнительная, собственная пресса корпоративному университету не нужна, если учесть, что компания покрывает бизнес-коммуникации и выпускает хорошее и качественное общекорпоративное издание. «Очень важно, — продолжает Александр Бражник, — чтобы коммуникация по обучению была сонаправлена с бизнес-коммуникацией и общекорпоративной коммуникацией. Под бизнес-коммуникацией мы понимаем стратегию компании, периодическую отчетность (внешнюю и внутреннюю), бизнес-презентации, а корпоративные каналы представлены периодическими изданиями корпоративной прессы, интернет-порталом и широкой сетью интранет-ресурсов».
Не видит связи между наличием Корпоративного университета и специализированного внутреннего издания по обучению начальник отдела обучения и организационного развития компании IBS Яна Кудрявцева:«Зачастую структура, называющая себя Корпоративным университетом, не имеет под собой классического наполнения. Наличие в компании отдельного T&D издания, связано, скорее, с тем, какой вес компания отводит обучению и насколько возможны и эффективны другие каналы коммуникации».
Евгения Туйкина, менеджер по информационной поддержке Билайн Университета, привязывает наличие издания по T&D к уровню зрелости системы обучения. «Такое издание может появиться только на определенном этапе зрелости системы обучения или Корпоративного университета и организационной зрелости в целом».
Джемир Дегтяренко, исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России (АКМР), генеральный директор ИД «МедиаХаус» считает, что обзаводиться специализированным печатным изданием бессмысленно, особенно при наличии общекорпоративной прессы. «Если компания имеет внутрикорпоративное издание, а новая задача заключается только в информировании сотрудников о деятельности корпоративного университета, то, на мой взгляд, есть два решения. Первое — приложение к внутрикорпоративному изданию; второе — отдельная рубрика на страницах издания.
Тема, которая волнует редакторов внутрикорпоративных изданий, — это оценка эффективности, возврат вложенных денег компанией на издание корпоративного СМИ. Сегодня каждый решает этот вопрос самостоятельно».
Однако есть и другая точка зрения: «Корпоративное издание по T&D — это не показатель зрелости системы обучения, а прогрессивный метод воздействия, — считает Юлия Пшеницина, руководитель отдела обучения и развития персонала компании DHL International — Мы живем в век коммуникации».
Век маркетинговых коммуникаций
Среди функций Корпоративного Университета, по данным исследования компании «Амплуа-Брокер» для компании Марс (май 2007 года), числится функция коммуникаций и маркетинга.
Функция маркетинга и коммуникаций КУ состоит из следующих задач:
1) информирование целевой аудитории о возможностях обучения;
2) прозрачность системы записи на программы обучения;
3) мотивирование сотрудников на обучение через истории успеха и т. п.;
4) укрепление статуса обучения в компании и т. д.
Задачи могут отличаться и дополняться в зависимости от целее компании.
«Через эффективные коммуникации можно достичь большего, чем через обычное проведение программ, — считает Юлия Пшеницина. — Обучение в компании нуждается в маркетинге. Специализированное издание в области обучения как раз дает такую возможность».
Основные барьеры
Критичным и самым труднодостижимым, по мнению опрошенных экспертов, при создании корпоративного T&D издания является качественный контент. Если содержание не будет отвечать потребностям целевой аудитории, не будет интересным, то деньги, отведенные на проект, будут потрачены впустую.
«Чтобы создать хороший контент, нужны ресурсы, — делится наболевшим Евгения Туйкина. — В нашей компании (Вымпелком) принято, что статьи в общее корпоративное издание пишут руководители отделов. А они, как вы понимаете, не самые свободные люди в компании».
Есть и другие практики, когда создание корпоративной периодики отдают на аутсорсинг, или же контент газеты, журнала или интранет-издания создают сами читатели/пользователи. В последнем случае нужен специалист или специалисты, редактирующие тексты и верстающие номер. К такому решению пришли издатели журнала «РЕСО Университет».
На качество контента влияет:
1) поддержка проекта топ-менеджерами компании;
2) профессионализм авторов;
3) бюджет.
Печатное или интранет-издание?
Преимуществами интранет-издания является его относительная дешевизна. Речь идет о том случае, когда у компании есть портал по обучению, или Корпоративный университет имеет свое представительство в интранете.
Яна Кудрявцева (компания IBS), рассуждая о возможностях появления T&D издания в компании, приоритетной называет электронную версию. «Мне кажется, что нашей корпоративной культуре больше соответствует электронная версия издания. К тому же, любое печатное издание — это „рупор“, авторы занимают проактивную позицию: „пришли и говорим“. А интранет позволяет создать пространство для удовлетворения потребностей целевой аудитории. Контент могут создавать сами пользователи в любое время и любом объеме». Из востребованных в своей компании «фишек» Яна Кудрявцева считает наличие интерактива, возможность сделать рассылку, например, своего поста на форуме или блоге и т. п.
Функциями интранет-версии T&D издания являются:
1) информирования;
2) вовлечения;
3) создание места обмена знаниями;
4) поддержка e-learning. Электронная версия может быть тесно связана с дистанционным обучением;
5) административная функция (опрос, сбор обратной связи и т. д.);
6) пред-тренинговая и пост-тренинговая поддержка;
7) сбор, хранения материала. Возможно формирование корпоративной онлайн библиотеки;
8) поддержание корпоративной культуры.
Рассмотрим доводы в пользу печатного издания. Корпоративная культура компании может быть такова, что
1) бумажное издание будет выглядеть более «материальным». Его можно почитать в метро или даже дома на диване. Можно показать родным.
2) Печатное издание подходит компаниям с развитой региональной сетью. В регионах еще не настолько привыкли к интернету, кроме того, не все рабочие места оснащены компьютерами с выходом в интранет или всемирную паутину.
Иван Рыбкин, начальник управления обучением и развитием персонала, руководитель Центра профессиональной подготовки «Школа РЕСО», редактор журнала «РЕСО Университет», комментируя свой выбор формата издания, рассказывает, что искали формат, «понятный аудитории». Формат журнала оказался интересен с точки зрения книжной традиции. Кроме того, журнал «может быть доставлен в любой филиал компании до Владивостока. Для компании федерального масштаба это очень важно». Часть тиража вышедшего первого номера ушла, в том числе и в страны СНГ, где представлена компания, — Украину и Казахстан.
По результатам опроса экспертов Trainings.ru, среди основных функций печатного T&D издания, выделяются следующие:
1) информирование;
2) вовлечение;
3) сбор, хранение материала;
4) поддержание корпоративной культуры.
«Стратегическая задача журнала — аккумулировать знания, технологии, которые используются для повышения качества исполнения работы в компании, — подтверждает Иван Рыбкин. — Журнал станет „копилкой“ отработанных, эффективных технологий. Наш журнал — это единый ценностный слой, поддерживающий общий корпоративный дух, а также бренд компании».
Технические параметры журнала «РЕСО-Университет»:
Редактор: начальник управления обучением и развитием персонала, руководитель Центра профессиональной подготовки «Школа РЕСО», Иван Рыбкин.
Шеф объединенной редакции корпоративных изданий Группы РЕСО: Игорь Иванов, вице-президент страхового общества «РЕСО-гарантия».
Авторы: сотрудники департамента обучения и развития персонала, работающие во всех филиалах России и СНГ, страховые агенты и менеджеры.
Требования к материалам: все материалы должны иметь практическую ценность, рассказывать о технологиях, методиках и результатах их применения.
Периодичность: 1 раз в квартал.
Объем: 25 полос.
Структура издания: Факультеты (рубрики) и кафедры (разделы).
Географический охват: все филиалы в России и странах СНГ.
Тираж: 5000 экз.
Журнал ориентирован на все категории сотрудников.
Вывод
Сегодня вопрос коммуникаций важен для эффективного обучения и развития сотрудников компании. Из существующих каналов коммуникаций некоторые компании выбирают корпоративное издание по обучению и развитию. Формат издания может быть электронным, привязанным к интранет сайту компании или порталу Корпоративного университета. Или же печатным: газета, журнал. Выбор зависит от характеристик целевой аудитории компании, корпоративной культуры.
Наличие T&D издания в компании показывает статус обучения и развития. Само издание выполняет ряд функций, среди которых не только информирование, но и вовлечение, аккумулирование информации, поддержание корпоративной культуры, бренда компании.
В продолжение серии статей на тему специализированного корпоративного издания мы рассмотрим западные практики в том числе попавшую в поле зрения Trainings.ru газету корпоративного университета крупного французского системного интегратора Capgemini «Talent on the Spot».
При перепечатке материала ссылка на журнал HRrbazaar.ru обязательна.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться