Поиск по тегам

Поиск по компаниям

VR-обучение в российских компаниях

18 марта, 13:06 | HR-tech,
vr технологии

В последнее десятилетие общество идет по пути цифровой трансформации, которая ежедневно меняет наш подход к работе и образованию. Однако, несмотря на глобальный рост интереса к VR, на российском рынке эти технологии пока не получают должного освещения в сфере обучения и развития персонала. 

Сейчас компании сталкиваются с рядом вызовов при найме новых сотрудников. Недостаток квалифицированных специалистов и снижение требований к кандидатам вынуждают компании прилагать большие усилия для эффективной адаптации новых сотрудников.

Кроме того, растущее влияние цифрового мира приводит к снижению коммуникативных навыков у молодых специалистов. Так, в переписке они могут выглядеть уверенно, но при личном общении испытывают затруднения. Обсудили ситуацию на рынке с ведущими российскими компаниями.

Преимущества VR-обучения

Навык. VR делает обучающегося активным действующим лицом. Для того чтобы пройти симуляцию, пользователь должен слушать виртуального собеседника, соблюдать с ним визуальный контакт и разговаривать. В отличие от видеоформата или чтения инструкций, VR полностью погружает в процесс диалога, где каждый сотрудник может применять и оттачивать навыки в реалистичных сценариях без риска сделать ошибку.

Иммерсивность. Полное погружение ускоряет процесс обучения, предоставляя возможность тренироваться без внешних раздражителей. Это способствует более легкому и продуктивному усвоению материала. В отличие от традиционного формата, где обучающийся часто остается пассивным слушателем, виртуальная реальность требует активного участия.

Фокус. Использование VR-тренировок непосредственно на рабочем месте существенно влияет на эффективность подготовки сотрудников и быстроту освоения новых навыков. Ключевое преимущество здесь в том, что учебный процесс происходит в той же среде, где в дальнейшем будут применяться полученные знания. Сотрудники приходят на работу, настроенные на рабочий лад, и используют VR как инструмент для «‎разминки» или тренировки перед коммуникацией с реальными клиентами. Это позволяет создать прямую и достаточно сильную связь для применения навыков в реальной работе.

Экономия времени и ресурсов. Внедрение VR в учебный процесс также способствует значительной экономии времени и ресурсов, которые традиционно тратятся на организацию очных тренингов. Это делает VR-тренировки не только более эффективным, но и менее затратным способом развития персонала. Более того, VR-симуляции дают возможность многократно проходить сценарии, что позволяет улучшать и оттачивать навыки без дополнительных затрат времени и ресурсов, повышая тем самым реальные результаты сотрудников.

Кейс сети ресторанов «‎Своя Компания»

VR обучение в российских компаниях

Так, один тренер сети ресторанов «‎Своя Компания» за 2023 год провел 134066 VR-тренировок для 931 сотрудника с помощью платформы VR Supersonic , в общей сложности они обучались 11 818 часов в течение года. 

За все время использования платформы с 2019-го по 2024 год Учебный центр компании провел 305990 тренировок и обучил более 4000 сотрудников в виртуальной среде.

С 2019 года сеть ресторанов «‎Своя Компания» успешно использует VR для обучения своих официантов и улучшения сервиса. Сотрудники тренируются в VR-очках, перемещаясь в цифровую копию ресторана, где обслуживают виртуальных гостей.

VR-тренировки проходят ежедневно, обеспечивая переход от виртуального обучения к реальной работе и в три раза снижая время на адаптацию: уже через месяц новый сотрудник без опыта начинает эффективно работать на компанию. Сейчас VR используется в 34 ресторанах сети и является неотъемлемой частью бизнес-процесса. VR-тренировки охватывают не только официантов, но и другой контактный персонал – от хостес до курьеров. Всего Учебный центр разработал 170 разнообразных сценариев тренировок для развития навыков сервиса и продаж.

Результаты внедрения впечатляют: 85% активных сотрудников улучшили свои навыки общения и продаж. Финансовые показатели выросли: продажи сезонных предложений увеличились на 4%, доля проникновения оплаты чеков через СБП – на 2,5%, а срок адаптации новых сотрудников сократился в 2,5 раза – до одного месяца.

Также система позволила высвободить время менеджеров и управляющих, переложив базовую часть адаптации на платформу VR Supersonic.

«VR позволила масштабировать навыковое обучение на всю сеть. Нам важно дотянуться до каждого нашего сотрудника, что в итоге позволяет работать с удовлетворенностью конечного потребителя – гостя, и для нас это самое ценное», комментирует Ирина Симонова, ведущий специалист digital-продуктов в сети мягких ресторанов «Своя Компания».

Кейс компании Hoff

Компания Hoff также активно использует виртуальную реальность для обучения сотрудников розницы. На данный момент пилотный проект внедрен в 4 магазинах, а значит, в обучении задействованы более 90 сотрудников, что уже дает эффективные результаты. Программное обеспечение VR Supersonic позволяет прорабатывать различные ситуации общения с виртуальными клиентами. Программа автоматически оценивает речь обучаемого, предлагая дополнительные тренировки при неудовлетворительном результате. Продавцы могут отрабатывать различные сценарии, такие как предложение услуг, оформление предзаказа, работа с недовольными клиентами, решение конфликтных ситуаций, презентация товаров и многое другое. Благодаря этому, сотрудники получают возможность приобрести необходимые навыки и опыт, которые затем смогут применить на практике.

VR обучение в российских компаниях

«Данная система тренировок сотрудников – новый инструмент в развитии персонала. Похоже, что именно в ней может крыться решение, которое так усердно ищут все компании, применяющие скрипты при взаимодействии с клиентами. По завершении симуляции специалист получает оценку. Если его результат неудовлетворителен, программа предлагает ему вернуться к обучению. Повторяющиеся тренировки становятся частью рабочего процесса и помогают сформировать необходимые навыки. Благодаря такому формату обучения, специалисты быстрее запоминают информацию о товарах и правилах общения с клиентами», – говорит региональный директор Hoff Михаил Ковешников. 

Hoff внедряет VR вместо многочисленных тренингов, предоставляя сотрудникам доступ к виртуальным курсам и тренировкам. Это также позволяет продавцам видеть результативность обучения. Важно отметить, что VR-очки не только улучшают навыки продавцов, но и повышают их мотивацию к работе. Сотрудники, которые видят результаты своего обучения, становятся более заинтересованными в своем развитии и стремятся достичь успеха в своей профессии.

«Использование инновационных решений позволяет компании быть в технологическом тренде и оставаться конкурентоспособной на рынке. Компания Hoff Tech выстроила Fast track, позволяющий оперативно тестировать различные гипотезы. В краткие сроки мы проводим пилоты со стартапами и проверяем жизнеспособность той или иной технологии. В случае реализации успешного кейса мы готовы его масштабировать», говорит Дмитрий Чисников, руководитель направления по инновациям Hoff Tech. 

Новый метод получил позитивные отзывы сотрудников. Система тренировок с VR-очками помогает развивать коммуникативные навыки и получать дополнительные знания о товарах, а также улучшает понимание материала благодаря регулярности тренировок. 

«Обучение персонала при помощи VR-очков вызвало множество различных эмоций у сотрудников – от желания немедленно приступить к тренировкам до страха перед неизвестным, чужеродным. Сейчас, находясь на экваторе нашего пилота, мы можем точно сказать, что новый формат тренировки понравился сотрудникам. Управлять устройством оказалось интуитивно просто, реальность настолько точно прорисована в очках, что можно увидеть ценники на диванах. Эти мелочи, казалось бы несущественные, сильно влияют на восприятие всего происходящего в VR-очках. Виртуальные персонажи ведут себя как реальные покупатели: хмурятся, когда продавец замешкался во время диалога, и улыбаются, когда продавец говорит верные фразы. Сейчас мы точно можем сказать, что этот инструмент подходит для тренировки навыков предложения кросс-товаров, отработки возражений и вопросов, аргументации и предложения товаров», – комментирует Юлия Муструкова,  тренер формата «Гипермаркет».


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar