Без проблем и кризисных периодов не обходится ни одна компания. Тем более в нынешние времена, когда одно потрясение следует за другим. Из-за этого все чаще руководителям и топ-менеджерам приходится принимать непопулярные решения, которые после этого нужно доносить до рядовых сотрудников. Как сделать это с минимальным ущербом для компании и свести недовольство персонала к минимуму, рассказывают эксперты аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник».
Стоит отметить, что сообщая плохие новости, нужно учитывать несколько важных нюансов. Роли играют позы, взгляды, жесты и настроение всех участников беседы. Другой полезный навык — уметь отличать действительно плохие новости от тех, которые таковыми только кажутся, ведь для разных людей одна и та же информация может иметь самые разные значения.
Еще одна проблема — готовность к переменам. Человеческая психология устроена так, что все новое воспринимается в штыки. Поэтому даже простое изменение в инструкциях или не самые серьезные ротации по рабочим задачам часто встречаются персоналом с недовольством. Даже если вы планируете сообщить команде о чем-то малозначительном (попросить сдавать отчет не 15, а 10 числа каждого месяца) — негатив все равно будет. Это ставит еще большие барьеры для проведения бесед о реально плохих новостях.
Совет №1. Предупреждайте о негативных изменениях как можно раньше
Очень часто компании стараются смягчить негатив, давая плохие новости «короткой строкой» — рассылкой на электронную почту или на короткой оперативке посреди дня в самый последний момент. Сотрудники должны быть психологически готовы к плохому. Расскажите обо всем заранее. Подробно объясните причины изменений, к чему они приведут, и как будут осуществляться. Причем, чем масштабнее перемены, тем более подробно о них стоит говорить.
Совет №2. Подготовьтесь к разговору
Попробуйте заранее продумать самые негативные реакции на плохие новости. Подумайте, что поможет их избежать. Все это позволит взглянуть на проблему с разных сторон и выбрать лучшую модель поведения. Не стоит быть слишком резким. Например, если критикуете человека, не обесцениваете его труд. Указывайте на реальные ошибки, а не характер или стороны личности. Используйте мягкие формулировки, это заставляет прислушаться, а не злиться.
Совет №3. Расскажите о положительных сторонах ситуации
Почти у любой ситуации, даже самой сложной, есть положительные стороны. Сконцентрируйте внимание на них. Расскажите, что негативный опыт позволит сделать правильные выводы, вывести компанию на новый уровень, а главное работать эффективнее, что в конечном итоге будет полезно для всех. Если доходчиво и аргументированно объяснить плюсы положения, любой сотрудник войдет в положение и воспримет все спокойнее.
Совет №4. Найдите мотивацию для сотрудников
Плохие новости способны деморализовать любого человека, даже самого опытного профессионала. Уделите внимание мотивации, обрисуйте картину будущего после изменений, предложите подчиненным систему поощрения, чтобы увеличить их вовлеченность и ускорить адаптацию к новым реалиям.
Совет №5. Будьте осторожны с зрительным контактом
Почти все знают, что человек, который во время беседы постоянно прячет глаза и отворачивается — скорей всего врет. По этой причине многие руководители стараются при разговоре с подчиненными смотреть им строго в глаза. Однако постоянный зрительный контакт отталкивает людей так же, как и его отсутствие. Он расценивается как проявление бестактности, враждебности и высокомерия. Если будете постоянно смотреть в глаза, сообщая плохую новость, этим только усилите негативное воздействие на слушателя. Лучше всего — ненадолго взглянуть на сотрудника, а потом отводить глаза в сторону.
Совет №6. Займите правильную позицию
Как правило, на работе беседуют сидя за столом друг напротив друга. Это называется «контрпозиция». С точки зрения психологии, она не способствует доверительной и расслабленной атмосфере, скорее наоборот. Лучше рассказывать плохие новости, сидя рядом с человеком или через угол стола.
Совет №7. Не спорьте
Когда вы сообщаете человеку, например, об увольнении, а он доказывает, что ваше решение ошибочно — есть соблазн вступить в дискуссию и доказать свою правоту. Помните, что ваша задача — не переспорить оппонента, а избежать конфликта и сохранить репутацию.
Вместо того чтобы начать сыпать аргументами, лучше подчеркните, что возникшая проблема — общая. Увольнение ставит подчиненного перед необходимостью искать работу, а вас — нового сотрудника.
Сообщать плохие новости — не самая приятная задача, но если провести правильную подготовку к сложному разговору и придерживаться грамотной стратегии, негатив можно будет минимизировать и выйти из ситуации с наименьшими потерями.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться