Нетворкинг имеет два вектора направленности: внешний и внутренний. Внешний направлен на общение за рамками организации. Внутренний — это корпоративный сервис. Обсудили, как выстраивать внутренний нетворкинг с пользой для себя и компании с Ириной Пучковой, коммерческим директором IT-компании Logrocon.
Преимущества
Проверенная сеть контактов, безопасность общения. Компания выступает как гарант качества коммуникации.
Управляемость. Можно создавать и внедрять собственные правила взаимодействия.
Достижение бизнес-целей и карьерных задач. Коллеги, клиенты, партнеры — ближний круг надежных контактов и ресурс для взаимной пользы (корпоративной и личной).
Выбор. Общение не ограничено рабочим графиком. Можно сосредоточиться только на той информации, которая представляет первостепенный интерес по достижению бизнес-целей, карьерных задач или личных интересов.
Сближение. Сокращается социальная дистанция, несмотря на географию, укрепляется доверие.
Продвижение личного бренда внутри компании и среди ее клиентов и партнеров.
Агенты. Посредники и кураторы, которые помогут познакомить сотрудников, клиентов и партнеров друг с другом (по собственной инициативе или просьбе остальных). Роль, подразумевающая координацию общения.
Недостатки
Лимит возможностей. Система закрытая: ограничена количеством участников, кругами их контактов, иерархией и установленными внутри компании правилами.
Необходимость управления. При отсутствии системного подхода к нетворкингу, его эффективность будет ниже, появятся упущенные возможности.
Ограничения. Удаленный формат работы и разница в часовых поясах сужают выбор формата и частоты общения.
Риски
Размытие границ между рабочим и личным общением может повлечь за собой конфликт интересов, снижение качества выполнения рабочих задач и управляемости, потерю субординации.
Хантинг персонала.
Финансовые и имиджевые риски.
Раскрытие конфиденциальной информации.
Отсутствие метрик коммуникации и как следствие – потеря управления (не измеряешь не управляешь).
Особенности
Отношения между участниками уже в той или иной степени выстроены. Коммерческие и некоммерческие, в зависимости от ролей в системе коммуникации.
Централизация. Общение структурировано по категориям и сосредоточено в единой закрытой системе, в том числе на корпоративной цифровой платформе или в мобильном приложении (но не ограничиваясь ими).
Комьюнити. Создание сообщества. Компания — работающая сеть контактов, в которую входят действующие и бывшие сотрудники, клиенты и партнеры. Единая коммуникативная среда и группа поддержки.
Управление смыслами в общении. В том числе через ценности компании.
Как применять и монетизировать внутренний нетворкинг
Для того, чтобы нетворкинг приносил максимум пользы, нужно стимулировать его применение. Внутренний нетворкинг является не только корпоративным сервисом, но и представляет собой управляемую систему коммуникации. Она может стать продуктом корпоративного маркетплейса и повысить ценностное предложение для сотрудников, клиентов и партнеров. Этот продукт можно (и нужно) создавать, развивать, продвигать и монетизировать.
1. Участвовать в корпоративных, клиентских и партнерских онлайн и оффлайн конференциях или праздниках, совместно обедать или пить кофе, использовать внутренние платформы общения для повышения эффективности совместной работы. Это позволит извлечь нематериальную выгоду: сформировать корпоративную культуру, повысить лояльность, вовлеченность и доверие всех участников.
2. Организовывать традиционный и цифровой нетворкинг на корпоративных мероприятиях и в повседневной деятельности, чтобы повысить ценностное предложение и сформировать закрытое комьюнити: сотрудники, партнеры, клиенты. Кроме нематериальных выгод, это позволит сэкономить ресурсы компании через получение особых условий у партнеров или привлечение финансирования через продажу спонсорских пакетов.
Например, если партнером вашей компании является сеть стоматологических клиник, то можно договориться о корпоративной скидке на оказание медицинских услуг для ваших сотрудников. Или у вас есть клиент, который занимается кейтерингом, и он готов на вашем корпоративном празднике накормить гостей полностью или частично за своей счет с целью привлечения внимания к своим услугам. Также на вашей внутренней конференции можно разрешить партнеру на коммерческой основе разместить свой рекламный баннер или реализовать спонсорскую интеграцию: подарки участникам, выступление с приветственным словом и т.п. Можно организовать за дополнительную плату деловые встречи под ключ между партнерами и клиентами компании или договориться об агентском вознаграждении при активном вашем содействии достижению их совместных бизнес-целей. Вариантов реализации и получения профитов может быть множество, в зависимости от целей компании и имеющихся на это ресурсов.
3. Разработать и внедрить цифровой нетворкинг-продукт корпоративной среды. Как и любой продукт, он приобретает свою стоимость. Например, такой сервис может быть оказан по подписке на коммерческой основе, чтобы окупить вложенные в него средства и часть из них вложить в его развитие.
Метрики эффективности нетворкинга
В первую очередь, нетворкинг предполагает качественные показатели, которые постепенно переходят в количественные. Метрики коммуникации в каждой организации могут быть заданы индивидуально, в зависимости от целей, задач и ценностей. Например, одним из индикаторов внутреннего нетворкинга может стать корпоративный стикерпак. Для измерения эффективности цифровых коммуникаций, в том числе в корпоративном чате Logrocon в Telegram, мы подняли полугодичную статистику использования сотрудниками собственного стикерпака «Дракон Логрокон» (LogroconTheDragon). В качестве метрик вовлеченности использовали:
количество установок стикерпака в первую неделю после размещения
общее количество задействованных стикеров с момента публикации
количество удалений стикерпака за период использования (сентябрь 2022 – февраль 2023)
среднее количество использования стикеров в день на протяжении полугода.
Анализ данных позволил сделать интересные наблюдения. Самый популярный стикер «#Тыжпрофессионал!» в 67% случаев использовался по понедельникам, т.е. в дни новостных информационных рассылок и планерок. Это говорит об активном коммуникативном взаимодействии по результатам предыдущей недели, при планировании текущей и реакции на корпоративные новости. Чаще всего стикеры использовались по понедельникам (32,7%) и пятницам (28,3%). 8,7% использования стикеров пришлись на выходные дни – субботы и воскресенья. Это говорит о сверхурочной работе проектных команд. В эти дни самые популярные стикеры – «Думай о хорошем» (14,2%) и «Бегу, волосы назад» (12,2%), что говорит о поддержке друг друга и пробелах в самоорганизации. Статистика помогла выявить топовые временные рамки внутреннего нетворкинга. Это позволило управлять коммуникацией, отправлять необходимую информацию в конкретные дни недели, чтобы повысить процент ее усвоения.
Внутренний нетворкинг способствует достижению бизнес-целей, карьерных задач или личных интересов.
С 2008 по 2016 год я работала в бизнес-школе, прошла карьерный путь от менеджера по работе с клиентами до директора по развитию. В течение этого периода моя работа заключалась в продаже услуг по обучению и развитию персонала в B2B. В 2012 году я оказала помощь заместителю директора компании по производству и продаже биологических средств защиты растений, подбирая для него учебный продукт по управлению корпоративными финансами — открытый очный семинар.
Наше знакомство началось с телефонного разговора, но мы встретились лично во время кофе-паузы, стандартной части сопровождения группы, за которую ответственен менеджер. Во время этой встречи обсудили первые впечатления от услуг и выявили приоритетные темы для дальнейшего обучения. С момента моего перехода в роль аккаунт-менеджера мы продолжили общаться, встречаясь в кофе-холле во время каждого перерыва в обучении. Наше общение не ограничивалось профессиональными темами — мы обменивались книгами, обсуждали впечатления от фильмов и многое другое. Взаимное внимание и интерес не только укрепили лояльность клиента к провайдеру обучения, но и способствовали последующим продажам.
Этот внутренний нетворкинг позволил увеличить объем услуг для конкретного клиента и повысить его лояльность.
Резюмируем
Внутренний нетворкинг способствует достижению бизнес-целей, карьерных задач или личных интересов.
Метрики коммуникации в каждой организации могут быть заданы индивидуально, в зависимости от целей, задач и ценностей. Измеряешь – управляешь.
Нетворкинг – долгосрочный и эффективный инструмент монетизации круга корпоративных контактов.
Внутренний нетворкинг с коллегами, клиентами и партнерами является не только корпоративным сервисом, но и представляет собой управляемую систему коммуникации. Она может стать продуктом корпоративного маркетплейса и повысить ценностное предложение для сотрудников, клиентов и партнеров. Этот продукт можно (и нужно) создавать, развивать, продвигать и монетизировать.
Ирина Пучкова, коммерческий директор IT-компании Logrocon
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. В том числе с использованием сервиса Яндекс.Метрика. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, измените настройки браузера.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться