Обучение становится конфуцианским. Оно идет на анекдотах, примерах, историях, на которых делаются мета-выводы. Все, кто занимается обучением взрослых, по сути, являются регуляторами мета-структур человеческих знаний. Если научное сообщество регулирует само себя, мы регулируем социум. Ответственность за это колоссальная, и именно поэтому пугает, когда мы легко решаем, что включить в образовательную программу, а что нет. Таким образом именно мы регулируем, к каким моделям у них доступ будет, а какие им не стоит изучать. Мы управляем средой, вернее, ее информационным насыщением, решаем, что включить в нее, а что нет.
С моделями тоже все непросто. Модели себя исчерпали. Их за последние 20 лет расплодилось такое количество, что невозможно осилить все эти «10 советов, как победить тех», «8 советов, как победить тех, кто победил 10ю способами», «5 советов, как победить всех» и пр. Человечество наплодило моделей и уже нет ориентиров, какую выбрать.
В обществе возникает дефицит воли, и именно поэтому тренинги лидерства на волне.
Корпорации судорожно, потому что мало времени, учат делать выбор и порождать новое. Откуда взялся индивидуальный коучинг? От того, что самому человеку уже тяжело, ему нужна внешняя опора, чтобы делать выбор. Дефицит воли — это то, что нам всем придется преодолевать. С одной стороны, выбор большой, с другой стороны, сделать его невыносимо трудно. И это не потому, что люди деградируют — среда такая, в ней двигаться очень сложно, у нее валентность в каждом месте разная. Поэтому где-то, видимо, в системе корпоративного обучения должен быть заложен элемент насилия (в хорошем смысле), который поможет человеку сделать шаг, сделать выбор.
Пул талантов. Ассоциация — задача из школьного учебника про бассейн, который наполняется. Пул талантов всегда течет, он вытекает из одной трубы и в другую втекает. Мы управляем их концентрацией. Если талантов слишком много, они точно утекут, если мало — бассейн пересохнет.
Внутри корпораций нужно университетское образование. В этой связи наблюдение — современная беллетристика образовательна. На Достоевском уже не так удобно учиться, нам нужен следующий пласт литераторы, которая учила бы жизни. Но Достоевский нужен, потому что другого нет. На Федоре Михайловиче целые культурные поколения выросли, а нам не на чем. Поэтому задачей корпоративных университетов станет рано или поздно создание интеллектуального продукта, прочитав который, можно прожить, пережить нечто.
Меняются форматы. Уже не группа обучается, а группы групп. Не 100 человек, нет, но 5 по 20, и нам удобно с ними работать, когда 5 по 20. Этот формат дает то, что не даст одна группа в 20 человек. Мы можем создавать конкуренцию между ними в образовательных целях, просить обмениваться информацией — возможностей масса. Мы не можем сделать 1 микро-группу больше 20 — таковы предельные способности человека удерживать связи. Пока не скакнет интеллект, вряд ли можно будет посадить в одну аудиторию неструктурированно более 20 человек, а вот сделать N по 20 — это следующий наш шаг.
Справка
Евгений Доценко, тренер-консультант ГК «Институт Тренинга — АРБ Про»
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться