Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Будущее корпоративного обучения. Тезисы Е. Доценко на открытии Trainings EXPO`09

19 октября 2009, 12:50 | Мнения, L&D, HR-сервисы,
Будущее корпоративного обучения  Тезисы Е  Доценко на открытии Trainings EXPO 09

Сессия «Будущее корпоративного обучения» открыла конференцию Trainings EXPO`09.

5 экспертов — Любовь ГвоздилинаЮлия УжакинаСергей Филонович, Марк Кукушкин, Евгений Доценко — провели панельную дискуссию о том, как меняется корпоративное обучение, какие изменения временные, а какие имеют устойчивый тренд и каково будущее у различных форм обучения.

Trainings.ru публикует серию материалов — экспертных тезисов о будущем корпоративного обучения, каким его видят профессионалы.

Текущие тенденции в обучении крайне противоречивы.

Происходит архаизация (подражание приемам, стилю и формам мастеров прошедших эпох — прим. Trainings.ru), мы как бы скатываемся обратно, как в историческом, так и методологическом смысле. Обратите внимание, среди форм обучения прочное место занимает игра, хотя раньше уверенно считалось, что это чистой воды метод обучения детей. Мы достаем из глубин истории пары «мастер-подмастерье». Мы начинаем искать, что делают в обучении на Западе, чувствуя, что индустриальное обучение себя исчерпало, и так или иначе повторяем то, что уже использовалось. Эпоха метаморфоз, не иначе. Гусеница уже все съела, сейчас будет окукливаться, скоро, не иначе, появится бабочка.

Обучение становится конфуцианским. Оно идет на анекдотах, примерах, историях, на которых делаются мета-выводы. Все, кто занимается обучением взрослых, по сути, являются регуляторами мета-структур человеческих знаний. Если научное сообщество регулирует само себя, мы регулируем социум. Ответственность за это колоссальная, и именно поэтому пугает, когда мы легко решаем, что включить в образовательную программу, а что нет. Таким образом именно мы регулируем, к каким моделям у них доступ будет, а какие им не стоит изучать. Мы управляем средой, вернее, ее информационным насыщением, решаем, что включить в нее, а что нет.

С моделями тоже все непросто. Модели себя исчерпали. Их за последние 20 лет расплодилось такое количество, что невозможно осилить все эти «10 советов, как победить тех», «8 советов, как победить тех, кто победил 10ю способами», «5 советов, как победить всех» и пр. Человечество наплодило моделей и уже нет ориентиров, какую выбрать.

В обществе возникает дефицит воли, и именно поэтому тренинги лидерства на волне.

Корпорации судорожно, потому что мало времени, учат делать выбор и порождать новое. Откуда взялся индивидуальный коучинг? От того, что самому человеку уже тяжело, ему нужна внешняя опора, чтобы делать выбор. Дефицит воли — это то, что нам всем придется преодолевать. С одной стороны, выбор большой, с другой стороны, сделать его невыносимо трудно. И это не потому, что люди деградируют — среда такая, в ней двигаться очень сложно, у нее валентность в каждом месте разная. Поэтому где-то, видимо, в системе корпоративного обучения должен быть заложен элемент насилия (в хорошем смысле), который поможет человеку сделать шаг, сделать выбор.

Пул талантов. Ассоциация — задача из школьного учебника про бассейн, который наполняется. Пул талантов всегда течет, он вытекает из одной трубы и в другую втекает. Мы управляем их концентрацией. Если талантов слишком много, они точно утекут, если мало — бассейн пересохнет.

Внутри корпораций нужно университетское образование. В этой связи наблюдение — современная беллетристика образовательна. На Достоевском уже не так удобно учиться, нам нужен следующий пласт литераторы, которая учила бы жизни. Но Достоевский нужен, потому что другого нет. На Федоре Михайловиче целые культурные поколения  выросли, а нам не на чем. Поэтому задачей корпоративных университетов станет рано или поздно создание интеллектуального продукта, прочитав который, можно прожить, пережить нечто.

Меняются форматы. Уже не группа обучается, а группы групп. Не 100 человек, нет, но 5 по 20, и нам удобно с ними работать, когда 5 по 20. Этот формат дает то, что не даст одна группа в 20 человек. Мы можем создавать конкуренцию между ними в образовательных целях, просить обмениваться информацией — возможностей масса. Мы не можем сделать 1 микро-группу больше 20 — таковы предельные способности человека удерживать связи. Пока не скакнет интеллект, вряд ли можно будет посадить в одну аудиторию неструктурированно более 20 человек, а вот сделать N по 20 — это следующий наш шаг.

Справка

Евгений Доценко, тренер-консультант ГК «Институт Тренинга — АРБ Про»

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar