Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Почти 100% сотрудников российских компаний испытывают организационный стресс

11 декабря 2009, 19:08 | Аналитика, Внутренние коммуникации, HR-менеджмент,
Почти 100  сотрудников российских компаний испытывают организационный стресс

Елена Закаблуцкая, эксперт в области менеджмента организации
Источник: Slon.ru
11 декабря 2009 г.

Почти 100% сотрудников российских компаний испытывают организационный стресс, считает Елена Закаблуцкая, специалист в области кадрового и управленческого консалтинга. «Стресс — чрезвычайно распространенное явление, можно говорить о стрессовом воздействии не только на людей, но и на целые организации», — пишет эксперт в своем блоге.

В классическом понимании организационный стресс — психофизическое напряжение сотрудников организации, которое связано:

— с физическими и психологическими перегрузками при выполнении должностных обязанностей на непосредственном рабочем месте;

— с недоработками в том, как организован труд людей, работающих в конкретной компании;

— с высоким фактором неопределенности и проистекающим из него перманентным поиском новых вариантов поведения.

По мнению эксперта, в сегодняшней России вряд ли можно найти организацию, в которой бы в той или иной степени не были бы выражены признаки стресса.

Организационный стресс — это такое состояние души и тела каждого человека в компании, при котором к его персональным стрессорам (и реакциям на них) прибавляются еще и стрессоры (и, опять-таки, реакции на них), характерные именно для этой организации и именно для этой профессии. Причем не просто прибавляются, а активно взаимодействуют между собой. А когда ко всему этому подключаются еще и стрессоры макроуровня (вроде того же экономического кризиса, радикальных изменений в законодательстве страны или потрясений в конкретной отрасли) — мало не покажется никому, давление на людей в организации оказывается чрезвычайное. Может, как раз поэтому у приличной части соискателей на управленческие, да и не только управленческие, вакансии, уже давно стало правилом хорошего тона указывать в своем резюме в рубрике «Личные качества» такую персональную характеристику, как стрессоустойчивость..

Существуют такие сферы человеческой деятельности, где мощная стрессовая нагрузка предполагается по умолчанию: спасателя МЧС, летчика-испытателя, врача, специализирующегося в области медицины катастроф. Но даже если профессия у человека вполне мирная, организационный стресс ему все равно процентов на девяносто гарантирован. Главной причиной организационного стресса у сотрудников бывает внутренний раздрай между требованиями со стороны руководства (как правило, не оформленными в виде четких стандартов или понятных и «не для галочки» прописанных должностных функций) и собственными пожеланиями к наполнению и конечным целям своей работы. Порой к ним приплюсовывается еще и «сугубо человеческий фактор»: неосознанное противоречие между амбициями человека и его реальными возможностями (например, молодой сотрудник искренне уверен в том, что может легко и в одиночку выполнить сложный проект, но в действительности его компетенций пока хватит лишь на небольшой участок технической работы в этом проекте). С подобным противоречием мало что можно поделать: переубедить нельзя, дать попробовать что-тосделать, чтобы запорол и сам увидел все свои ограничения — опасно и дорого, уговорить подождать и еще подучиться — не всегда получается. Эффективно воздействовать на данную причину организационного стресса можно лишь путем развития внутрифирменной системы наставничества или привлечением внешнего специалиста в сфере коучинга, но это пока большая редкость.

А как проявляется организационный стресс внутри компании? На уровне людей — в виде всевозможных страхов у сотрудников организации. Это:

  1. Страх потерять работу

Это в наши дня наиболее распространенный страх, что, собственно, и не удивительно в нынешней ситуации — когда только-только прошли массовые сокращения персонала и вполне могут начаться новые. Для многих людей, работающих в коммерческом секторе российской экономики, увольнение чревато проблемой остаться без средств к существованию. Голодной смертью (явно, во всяком случае) пока никто умереть не боится, а вот, к примеру, потерять жилье, если оно съемное или ипотечное — реально.

  1. Страх допустить ошибку

Чем сильнее информационная нагрузка, чем чаще в компании принято строго наказывать за ошибки, чем выше фактор неопределенности, тем более вероятно проявление этого страха. Чревато: депремированием, конфликтом с руководством и коллегами, а в худшем случае и увольнением. Результатом допущенной ошибки, кроме грустных экономических и социальных последствий, может оказаться и последствие психологическое, а точнее — мощный пинок по самолюбию сотрудника; и даже существует некая закономерность: чем обширнее у человека профессиональный опыт, тем важнее для него психологический фактор и тем критичнее сделать ошибку.

  1. Страх не справиться с полученным заданием и оказаться хуже других

Это уже про глубоко личное: самооценку, чувство соперничества, невыполненные обязательства перед самим собой или кем-то из близких и т. п. Чревато: проблемами со здоровьем, резким ухудшением отношений с коллегами, «потерей лица» в коллективе.

Опросы на выявление в компании симптомов организационного стресса, столь популярные раньше на Западе, в России не прижились по простой причине: наши люди, даже отвечая анонимно, в большинстве своем врут. В итоге результаты опроса почти всегда оказываются не очень достоверными. Потому диагностировать организационный стресс в компании можно на уровне процесса — и делать это зачастую приходится совершенно ненаучными методами. Эксперт Елена Закаблуцкая выделяет следующие методы.

Метод № 1. Ex silentio, по умолчанию

Исходим из того, что если есть организация, если эта организация функционирует в условиях экономического кризиса и если все это происходит в России, где менеджмент подвержен многочисленным болезням роста — в этой организации наверняка присутствует такое явление, как организационный стресс. Следовательно, главный вопрос для того, кто хочет заняться решением проблем такого рода в конкретной организации, — не наличие в компании стресса, а степень его выраженности.

Метод № 2. Диагностика по состоянию психологического климата в организации

Есть такое понятие, которое очень любят эйчары и при упоминании которого нередко морщится руководство, — «психологический климат». Что это такое — до сих пор окончательно не решено, всяк этот термин трактует по-своему, а формулировки, которая бы устраивала абсолютно всех, еще не придумали. Но вообще-то, с этой расплывчатой субстанцией — психологическим климатом — работать можно: измерить его нельзя, но оценить, используя специальные приемы, реально. И тогда можно предположить: если психологический климат в компании вот такой, то организационный стресс выражен умеренно, а если, скажем, вот этакий — пора принимать меры.

Метод № 3. Диагностика по «слабым сигналам»

Существует ряд критериев, по совокупности которых можно предположить наличие в компании организационного стресса и степень его выраженности.
— состояние офисной оргтехники;
— поведение сотрудников службы охраны и reception;
— особенности взаимодействия между вспомогательным персоналом и теми, кто зарабатывает компании деньги;
— состояние помещений с надписью WC;
— галстуки у топ-менеджеров и т. п.

Чем стрессовые проявления (и на уровне людей, и на уровне процессов) при организационном варианте отличаются от проявлений при варианте персональном? Ведущее различие заключается в том, что при организационном стрессе для людей, работающих в одной структуре, типичны похожие (но не окончательно идентичные, поскольку в каждом случае присутствует и личная специфика) друг на друга проявления — ведь и стрессоры на них действуют одни и те же. И это в какой-то мере удобно — если решать проблему организационного стресса, можно подготовить единую программу, а не работать с каждым сотрудником индивидуально.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar