Существуют такие сферы человеческой деятельности, где мощная стрессовая нагрузка предполагается по умолчанию: спасателя МЧС, летчика-испытателя, врача, специализирующегося в области медицины катастроф. Но даже если профессия у человека вполне мирная, организационный стресс ему все равно процентов на девяносто гарантирован. Главной причиной организационного стресса у сотрудников бывает внутренний раздрай между требованиями со стороны руководства (как правило, не оформленными в виде четких стандартов или понятных и «не для галочки» прописанных должностных функций) и собственными пожеланиями к наполнению и конечным целям своей работы. Порой к ним приплюсовывается еще и «сугубо человеческий фактор»: неосознанное противоречие между амбициями человека и его реальными возможностями (например, молодой сотрудник искренне уверен в том, что может легко и в одиночку выполнить сложный проект, но в действительности его компетенций пока хватит лишь на небольшой участок технической работы в этом проекте). С подобным противоречием мало что можно поделать: переубедить нельзя, дать попробовать что-тосделать, чтобы запорол и сам увидел все свои ограничения — опасно и дорого, уговорить подождать и еще подучиться — не всегда получается. Эффективно воздействовать на данную причину организационного стресса можно лишь путем развития внутрифирменной системы наставничества или привлечением внешнего специалиста в сфере коучинга, но это пока большая редкость.
А как проявляется организационный стресс внутри компании? На уровне людей — в виде всевозможных страхов у сотрудников организации. Это:
- Страх потерять работу
Это в наши дня наиболее распространенный страх, что, собственно, и не удивительно в нынешней ситуации — когда только-только прошли массовые сокращения персонала и вполне могут начаться новые. Для многих людей, работающих в коммерческом секторе российской экономики, увольнение чревато проблемой остаться без средств к существованию. Голодной смертью (явно, во всяком случае) пока никто умереть не боится, а вот, к примеру, потерять жилье, если оно съемное или ипотечное — реально.
- Страх допустить ошибку
Чем сильнее информационная нагрузка, чем чаще в компании принято строго наказывать за ошибки, чем выше фактор неопределенности, тем более вероятно проявление этого страха. Чревато: депремированием, конфликтом с руководством и коллегами, а в худшем случае и увольнением. Результатом допущенной ошибки, кроме грустных экономических и социальных последствий, может оказаться и последствие психологическое, а точнее — мощный пинок по самолюбию сотрудника; и даже существует некая закономерность: чем обширнее у человека профессиональный опыт, тем важнее для него психологический фактор и тем критичнее сделать ошибку.
- Страх не справиться с полученным заданием и оказаться хуже других
Это уже про глубоко личное: самооценку, чувство соперничества, невыполненные обязательства перед самим собой или кем-то из близких и т. п. Чревато: проблемами со здоровьем, резким ухудшением отношений с коллегами, «потерей лица» в коллективе.
Опросы на выявление в компании симптомов организационного стресса, столь популярные раньше на Западе, в России не прижились по простой причине: наши люди, даже отвечая анонимно, в большинстве своем врут. В итоге результаты опроса почти всегда оказываются не очень достоверными. Потому диагностировать организационный стресс в компании можно на уровне процесса — и делать это зачастую приходится совершенно ненаучными методами. Эксперт Елена Закаблуцкая выделяет следующие методы.
Метод № 1. Ex silentio, по умолчанию
Исходим из того, что если есть организация, если эта организация функционирует в условиях экономического кризиса и если все это происходит в России, где менеджмент подвержен многочисленным болезням роста — в этой организации наверняка присутствует такое явление, как организационный стресс. Следовательно, главный вопрос для того, кто хочет заняться решением проблем такого рода в конкретной организации, — не наличие в компании стресса, а степень его выраженности.
Метод № 2. Диагностика по состоянию психологического климата в организации
Есть такое понятие, которое очень любят эйчары и при упоминании которого нередко морщится руководство, — «психологический климат». Что это такое — до сих пор окончательно не решено, всяк этот термин трактует по-своему, а формулировки, которая бы устраивала абсолютно всех, еще не придумали. Но вообще-то, с этой расплывчатой субстанцией — психологическим климатом — работать можно: измерить его нельзя, но оценить, используя специальные приемы, реально. И тогда можно предположить: если психологический климат в компании вот такой, то организационный стресс выражен умеренно, а если, скажем, вот этакий — пора принимать меры.
Метод № 3. Диагностика по «слабым сигналам»
Существует ряд критериев, по совокупности которых можно предположить наличие в компании организационного стресса и степень его выраженности.
— состояние офисной оргтехники;
— поведение сотрудников службы охраны и reception;
— особенности взаимодействия между вспомогательным персоналом и теми, кто зарабатывает компании деньги;
— состояние помещений с надписью WC;
— галстуки у топ-менеджеров и т. п.
Чем стрессовые проявления (и на уровне людей, и на уровне процессов) при организационном варианте отличаются от проявлений при варианте персональном? Ведущее различие заключается в том, что при организационном стрессе для людей, работающих в одной структуре, типичны похожие (но не окончательно идентичные, поскольку в каждом случае присутствует и личная специфика) друг на друга проявления — ведь и стрессоры на них действуют одни и те же. И это в какой-то мере удобно — если решать проблему организационного стресса, можно подготовить единую программу, а не работать с каждым сотрудником индивидуально.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться