За ними следует поколение X или «Иксы». Появившиеся на свет в 1964–1980 годах, они стали свидетелями разрушения старого жизненного уклада и строительства нового. Рано повзрослевшие, они часто высоко ценят материальные ценности и идут к своей цели. «Иксы» одними из первых познакомились с ЭВМ, оценили удобство использование факса и отправки электронных сообщений.
«Миллениалы» или поколение Y — люди, родившиеся с 1981 по 1996. Они родились в эпоху социальных потрясений и обладают большей независимостью. Гуманисты и оптимисты. «Миллениалы» ценят технологии, потому что параллельно с их карьерой развивалась и коммуникационная сфера. Появилась и стала активно использоваться мобильная связь. Времени на разрешение обычных рабочих вопросов стало уходить меньше, сотрудники стали доступнее, но при этом и понятие рабочего дня стало стираться. Поэтому люди поколения Y так стремятся достигнуть гармонии между личной жизнью и профессиональной деятельностью.
Трудоспособное население пока заканчивается поколением Z. Это «зумеры», родившиеся в 1997—2012 годах. Если прежним поколениям пришлось осваивать продукты научно-технического прогресса, то про «зумеров» иногда шутят, что они уже были рождены со смартфоном в руке. Вместе с ними взрослели и социальные сети, они им преданы все душой. Готовы постоянно быть онлайн, общаться. Но при этом отправить сообщения им гораздо проще, чем сказать при личной встрече. Отдают предпочтение интеллектуальным видам деятельности, интересуются наукой.
Три ключа к успеху
Конечно, нельзя сказать, что все представители одного поколения абсолютно одинаковы. Так, не все «традиционалисты» уважают авторитеты, и не все «миллениалы» стремятся к мгновенному признанию своих заслуг. Помимо социальной среды, на человека как личность оказывает влияние множество факторов. Однако важно признать, что возрастные различия и особенности поведения у разных поколений существуют и их нельзя игнорировать в рабочем процессе. Учёт возрастных особенностей способствует сокращению конфликтов между поколениями.
Уважение, осознание и здравый смысл – вот три ключа к успеху налаживания деловых коммуникаций в команде с высоким возрастным разрывом.
Роль руководителя
Большую роль в создании позитивного климата в коллективе играет руководитель. Именно он должен взять на себя функцию налаживания коммуникаций между разными поколениями. На работе люди часто испытывают стресс. Поэтому совершенно не нужно дополнительное давление негативной атмосферы, создаваемой людьми, которые не умеют ладить друг с другом.
Грамотный руководитель может не только решать проблемы, но знает всё про своих подчинённых. Поэтому и задачи он распределяет с учётом их индивидуальных особенностей. Тому, кто любит быть лидером, лучше поручить управление проектом. Часто это приоритет «иксов» или «миллениалов» – надо дать им возможность проявить себя. А если человек старшего поколения и привык работать в команде, то для него важно сплотить коллектив. Ну а освоить современные гаджеты помогут молодые сотрудники. При таком симбиозе передача опыта будет происходить гармонично.
Конфликты
В любом коллективе случаются конфликты. Часто возникают трения при выборе способа общения. Специалисту постарше, по возможности, лучше подойти сообщить информацию лично, а молодому сотруднику эффективнее отправить сообщение. Никто не обязан соглашаться с ожиданиями другого человека, но учитывать их непременно нужно для уменьшения трения между возрастными группами.
Разногласия между представителями разных поколений могут касаться не только различий в способе общения, речи и внешнем виде. Иерархия, субординация и приватность личной жизни, многозадачность и получение обратной связи – вот неполный список проблемных моментов.
Возникшие конфликты лучше не выносить на «товарищеский суд». С каждым участником лучше сначала поговорить лично, потом вместе. И не забывать про этапы поиска решения любого вопроса:
- Признать наличие проблемы
- Проанализировать, как возникла проблема, кто стал её причиной и почему
- Найти пути решения
Если применять принцип уважения, осознанности и здравого смысла и почаще «ставить себя на место» другого сотрудника, то это поможет находить компромисс и улучшить профессиональные отношения и атмосферу в офисе.
Три шага к совместимости
На самом деле, чтобы установить правильные отношения в коллективе, каждому сотруднику необходимо сделать несколько простых шагов.
- Изучить корпоративную культуру и процедуры своего офиса прежде чем спорить, предлагать какие-то изменения и улучшения. Возможно, всё уже давно налажено и проще будет подстроиться под существующий порядок вещей, чем ломать систему.
- Быть осторожным, чтобы не нарушить правила и не перейти границы. Офис – это, прежде всего, место работы, а не дружеских посиделок. Поэтому обсуждать личную жизнь, свою или коллег просто неэтично.
- Быть наблюдательным и предлагать помощь. Основная задача каждого сотрудника – стать членом команды. Слаженная работа коллектива в большей степени эффективна и нацелена на получение нужного результата, чем разрозненная деятельность пусть даже и «звёзд», но эгоистичных индивидуалистов.
Хорошие манеры вселяют уверенность
В заключение, простая банальная вещь – всегда нужно помнить про силу «спасибо» и «пожалуйста». В повседневной суете делового мира мы часто забываем о том, что эти два слова могут творить чудеса. Конечно, всегда важно сделать всё быстрее, лучше и дешевле. Но если добавить «пожалуйста» к фразе: «Подготовьте к одиннадцати мне отчёт», то получится не требование, а просьба. На них люди реагируют охотнее. То же самое и со «спасибо». Произнося это слово, человек демонстрирует признательность, и это располагает к нему других людей.
Сколь тяжёлой и напряжённой не была бы работа, не нужно забывать о хороших манерах и вежливости. Это создаёт позитивную атмосферу и улучшает микроклимат в любом коллективе.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться