Чем-то эта работа (в части компаний она уже началась) напоминает восстановление города после стихийного бедствия — здесь должен быть магазин, здесь — аптека, а вот здесь восстанавливать старое здание не будем, лучше разобьем парк.
Но будут и отличия: к корпоративному обучению будут предъявлять новые требования по экономии и эффективности, зачастую слишком строгие. Первой реакцией на такое «управление» будет стремление сократить затраты. Что ж, как говорится, что ни делается, все к лучшему:
Второй тенденцией будет увеличение экспериментов с новыми, альтернативными или мало распространенными видами обучения с целью снижения его стоимости.
Дистанционное обучение в виде вебинаров и видеоконференций, индивидуальное обучение, обучающие компьютерные программы, и — несбыточная мечта — полноценное обучение силами собственных сотрудников.
У меня лично двоякое отношение к этой тенденции: с одной стороны, эксперименты в этой области полезны, они развивают отрасль, а в будущем, например, дистанционному обучению нет альтернативы. Однако, на мой взгляд, дистанционное обучение не заменит очное, а дополнит его. То есть со временем, все будут учиться в разы больше, частично дистанционно, частично — на привычных сейчас тренингах и семинарах. Кроме того — и это немного грустно — существующие сегодня технические средства имеют весьма ограниченные обучающие возможности. Они обязательно появятся, но не так быстро, как хотелось бы. То есть в следующем году ожидать большого эффекта от дистанционного обучения не приходится.
Ну а эксперименты с обучением своими силами приведут к известным уже науке открытиям: такое обучение бывает либо неэффективным, либо недешевым. Корпоративный тренер — это не способ экономии бюджета, другие резоны надо иметь ввиду, создавая эту должность.
Но не только экономией бюджета будут озабочены руководители. Кризис высветил недостатки компаний, частично эти недостатки связаны с отсутствием или недостаточным развитием компетенций, только уже не отдельных сотрудников, а организации в целом. Отсюда, пожалуй, самая интересная перспектива:
Третья тенденция — рост проектного обучения.
Компании, которые осознали необходимость создания новых или принципиального развития существующих компетенций, будут создавать проекты, в которых привлеченные эксперты будут передавать свои технологии сотрудникам компании.
Такое обучение принципиально отличается от классического обучения по долгосрочной программе. Во-первых, его целью является создание новых компетенций на уровне компании, во-вторых, его сложно предусмотреть заранее, запланировать — чаще оно требуется неожиданно и срочно. В-третьих, это в полном смысле слова проект — временное предприятие для создания уникальной ценности.
Если спроецировать тенденцию в далекое будущее, представляется компания, в которой нет программы обучения сотрудников или карьерного планирования, модели компетенций, точных должностей, и даже границы компании весьма размыты и условны.
Поскольку бизнес стал живым, меняющимся очень быстро, люди постоянно вовлечены в поток обучающих проектов, слабо связанных друг с другом, зато стопроцентно ориентированных на задачи бизнеса. Работая, люди учатся, учась — работают.
Интересно, что эти сотрудники будущего, вроде бы лишенные сегодняшних «абсолютных ценностей» — определенности и систематичности развития — гораздо более гибки, адаптивны и креативны.
Поток развивающих проектов может быть гораздо мудрее самого опытного методиста, среда с высокой степенью неопределенности и большим количеством развивающей информации — гораздо эффективнее сертифицированной школы бизнеса.
В конце концов, не так ли нас самих учит жизнь?
В увеличении количества проектного обучения мне видится начало фундаментального изменения парадигмы корпоративного обучения — от программы обучения к потоку развивающих ad hoc проектов.
Но будем реалистами, спустимся на землю. В следующем году будут актуальны обе парадигмы — и программа, и проекты.
Подводя резюме:
2010 год обещает быть годом корпоративного обучения. Нам предстоит наверстывать полтора года «экономии» и восстанавливать системы, процессы, программы. Предстоит экспериментировать, осваивать новые технологии и методики. Предстоит заняться серьезной проектной работой.
Это не беда, мы все соскучились по таким задачам, это интересно, этим хочется заниматься. Важно понять, что в следующем году, для успеха недостаточно будет «просто делать свое дело». Теперь, чтобы все сработало, HR-профессионалам нужно выйти на следующий, стратегический уровень понимания бизнеса. Научиться видеть, чувствовать и обучать компанию, как целое, как единый организм.
Возможно, в этом главная возможность, которую кризис дарит HR — вырасти из «исполнителей поддерживающего бизнес-процесса», стать настоящими стратегическими партнерами в бизнесе. Хочется, чтобы это стало четвертой тенденцией.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться