Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Как привить командный стиль работы?

02 апреля 2007, 17:19 | Концепции, L&D, HR-сервисы,
Как привить командный стиль работы

Наталья Кочергина, редактор, Trainings.ru
2 апреля 2007 г.

Процесс формирования сплоченной команды представляет собой создание такой рабочей атмосферы, когда работники ценят совместную работу и умение сотрудничать. В рабочем коллективе люди осознают и верят в то, что мысли, планы, решения и действия гораздо лучше, когда они осуществляются совместными усилиями. Люди безоговорочно верят в то, что «никто из нас так не хорош, как хороши все мы вместе».

Несмотря на очевидность этой мысли, тяжело найти компании, которые стали бы безоговорочным примером коллективного стиля работы. Сотрудники редко находятся в такой атмосфере, которая подчеркивает истинный коллективный дух и желание сотрудничать.

У каждой организации свои взгляды на этот вопрос. И то, как в компании будут к этому относиться, зависит, прежде всего, от руководителя. Например, Ксения Соломатина, руководитель учебного центра компании Цифроград, считает: «Мне кажется, что каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы в его подразделении работала именно команда. Для чего это нужно, хорошо объясняет сказка о старике, трех сыновьях и охапке прутьев».

Екатерина Каверина, консультант, ведущий тренер «Бюро акцент»: «Я убеждена, что в создании командного духа должны принимать живое участие руководители компаний. Все нормы командного взаимодействия должны быть органично вписаны в корпоративную культуру компании, иначе результат будет краткосрочным. Кроме того, вряд ли можно создать команду в отделах, где сотрудники конкурируют между собой по специфике работы: например, сотрудники отделов продаж, где сотрудники получают доход в зависимости от своей эффективности, количества привлеченных/купивших клиентов».

Марина Белова, директор по обучению, бизнес-тренер компании «Стратегический тренинг»: «Тренинги по „teambuilding“ как для руководителей, так и для коллектива нужны не всем и не всегда, могут быть актуальны для решения определенного рода задач, например, по генерированию новых, нестандартных идей или реализации проекта по выводу нового продукта на рынок и т. д. При общей „неотлаженности“ кадровых процедур и распространенности авторитарного стиля управления в России, тренинги по „teambuilding“ требуют тщательной предварительной диагностики и „работы“ с первым лицом компании».

Совершенно противоположное мнение высказал один из менеджеров крупнейшей западной FMCG компании, пожелавший не называть себя: «Руководители нашей организации не считают тему „teambuilding“ достойной внимания. Они даже не задумываются о том, как лучше работать сотрудникам: в команде или нет. Главное, чтобы так или иначе выполнялся план. Они считают все эти тренинги, семинары и прочие мероприятия пустой тратой времени. Может быть, для них так безопаснее». Это мнение нельзя не принимать во внимание — оно высказано человеком, работающим в компании, которая считают свою систему обучения и управления персоналом одной из самых развитых среди всех компаний-конкурентов.

Некоторый скепсис к предложениям по тимбилдингу, которые есть на рынке, высказывает Вадим Мамонтов, генеральный директор компании Парк.ру: “Тренинги по тимбилдингу, безусловно, считаю полезными. Но это точно не коллективный пейнтбол на выходные и уже пожалуй даже не веревочный курс, элементы которого только ленивое агентство не включило в свою программу по командообразованию. Гораздо более эффективным мне видится совместное приключение команды менеджеров где-нибудь в карельских лесах на снегоходах,  квадроциклах или сплав на рафтах. Где помимо неизбежного для такого путешествия командообразования, дается еще сильнейший толчок для вдохновения и творчества каждого участника благодаря красоте увиденного. У меня есть координаты такой компании, могу поделиться, потому что счтаю их работу интересной – www.russiadiscovery.ru.”

На популярном ресурсе www.humanresources.about.com есть ряд статей Сьюзан Хесфилд (Susan Heathfield) о командообразовании. Специалист с 35-летним стажем работы в HR, T&D, O&D дает ряд рекомендаций, для того чтобы создать командный стиль работы. «Эти рекомендации — непростые, но если вы будете работать с полной отдачей и осознавать значимость этой работы, вы сможете создать командный дух во всей компании», — пишет Сьюзан.

Этапы создания командного стиля работы от Сьюзан Хесфилд:

— руководители на собраниях объявляют своим сотрудникам, что они ожидают от них коллективного стиля работы и умения сотрудничать друг с другом. Никто в одиночку не отвечает за какой-либо проект или участок работы. Люди, которые руководят проектом и имеют определённые обязанности, должны быть открыты и восприимчивы к принятию идей и предложений от других членов коллектива.

— руководители показывают пример командной работы в том, как они взаимодействуют друг с другом и остальными сотрудниками компании. Они сохраняют командный стиль работы, даже когда дела идут плохо и есть желание вернуться к старой модели отношений в коллективе, т. е. недоброжелательному поведению.

— работа команды должна быть вознаграждена и оценена. Одинокий лидер, даже если это прекрасный работник, ценится меньше, чем тот человек, который успешно добивается результатов с другими в рабочем коллективе. Премии и вознаграждения зависят от умения сотрудничать с другими членами команды, также как и от индивидуального вклада и достижений.

— интересные истории, шутки, которые обсуждают люди в своей компании, подчеркивают коллективный стиль работы. Люди, которые успешно выполняют свои обязанности, и получают продвижение по служебной лестнице, это именно те, кто являются игроками команды.

Корпоративная культура

Корпоративная культура, командообразование и team spirit — тесно связанные между собой понятия. Так считает не только Вадим Мамонтов, но и Дмитрий Шлянчак, заместитель директора департамента управления персоналом, руководитель учебного центра сети универсамом Патэрсон. Дмитрий объясняет, в чём разница этих понятий: «Направленность традиционного тренинга по „team building“ лежит в плоскости укрепления долговременных социальных коммуникаций для объединенных территориально (или функционально, на время) управленческих команд или трудовых коллективов. Целевые установки в области „team spirit“ ближе к области распространения принципов корпоративной культуры, создания ритуалов и корпоративных ценностей для сотрудников разного уровня, не взаимодействующих друг с другом функционально.
Поясню на примере. В отдельных случаях при открытии нового универсама, мы организуем проведение тренинга, где в ходе ролевых игр и заданий формируем понимание выгоды командного взаимодействия и отладки бизнес процессов с использованием традиционных процедур крушения в Тихом океане, строительства башен и пр. Это — командообразование.
А вот уже 2 года подряд мы к годовщине компании собираем из всех филиалов и универсамов сотрудников, добившихся по итогам года лучших результатов в конкурсе „Лучший сотрудник“ и самостоятельно готовим для них программу с элементами веревочного курса привязкой к специфике нашего бизнеса. Самое главное, что в ходе реализации этой трехдневной программы линейные сотрудники и руководители региональных структур и универсамов вплотную, в буквальном смысле слова плечом к плечу, взаимодействуют в созданных командах с топ-менеджерами и руководителями управляющей компании, подтверждая незыблемость озвученных корпоративных принципов. Важно, что сотрудники, увозят с собой не только спецвыпуски корпоративных газет, призы и хорошее настроение, они воочию смогли убедиться в наличии корпоративного командного духа, и мы небезосновательно рассчитываем на то, что они смогут быть его носителями на местах. Это — team spirit».

Сделать всё возможное, чтобы создать настоящую команду

Можете ли вы сразу представить себе ваш коллектив на отдыхе, увлеченный играми и лазанием по канатам, когда вы думаете о сплоченной команде? По традиции, многие организации подходят к сплочению рабочего коллектива именно этим путём. Затем, они задумываются, почему этот прекрасный командный дух, который был продемонстрирован во время обучения или семинаров, не оправдал долговременных ожиданий и не проявился во время работы.

Марина Белова (Стратегический тренинг) отмечает: «В российской бизнес-среде известна, известна методика Белбина, основателя теории формирования команд тренинги по «teambuilding» получили широкое распространение, однако заказчики такого рода обучения не всегда четко осознают (а консультанты не разъясняют) для чего все это проводится, и каков будет эффект от проведенного мероприятия. Иногда запрос на командообразование смешивается с понятием «нам нужно исправить взаимоотношения, сплотить коллектив, сделать так, что бы сотрудники обменивались информацией и помогали друг другу. При уточнении потребностей, оказывается, что заказчику нужно отрегулировать взаимодействие и коммуникацию в группе, то есть речь идет о решении задач, где необходима сумма индивидуальных результатов каждого, а не синергетический эффект. И тогда нужны иные действия и другой тренинг с обязательной предварительной диагностикой причин сложившейся ситуации».

Вы не создадите рабочую команду, ограничиваясь тем, что собираетесь в группки пару раз в год. Для того чтобы создать команду, вам придется работать над этим каждый день. Сьюзан Хесфилд на www.humanresources.about.com советует:

— обеспечивайте обучение систематически, чтобы команды тратила свою энергию на проект, а не на понимание, как работать вместе, как команда, чтобы постепенно достичь этого.

— проводите регулярные собрания отделов для обсуждения вопросов и подведения итогов, чтобы добиться существенного вклада и скоординировать рабочий процесс коллектива. Если члены команды не ладят друг с другом или не делают успехов, изучите их рабочий процесс. Проблема обычно заключается не в личностях членов команды. Дело в том, что в действительности, члены команды часто не договорились, каким образом они будут осуществлять поставку товаров или предоставление услуг, а также каким способом они должны сделать то или иное дело.

— включите в повестку дня совместные мероприятия вне работы. Проводите совместные обеды, вовлекайте команду в спортивные состязания. Спонсируйте обеды в местном ресторанчике. Совершайте прогулки, посещайте парки. Проводите собрания коллектива ежемесячно. Спонсируйте спортивные команды и поощряйте группы поддержки.

— отмечайте успех команды открыто и сообща. Важный уровень корпоративной культуры — идентичность, проявляющаяся в названии, символике, фирменном стиле. Сделайте на заказ всем членам команды одинаковые предметы одежды, например, футболку или кепку. Используйте как можно больше своё воображение в работе с командой.

Марина Белова (Стратегический тренинг) полагает: «Созданию командного духа и сплоченности в коллективе способствует целый набор мероприятий и действий: корпоративные праздники, коллективные игры, от проведения сложных деловых игр по заранее смоделированным сценариям до различного рода выездных „веревочных курсов“. Проводится обучение для первых лиц компаний, дающее и систематизирующее знания и навыки в области „team building“, а также тренинги для коллектива с целью создания атмосферы доверия и взаимной поддержки, мотивации к работе в компании».

С ней согласна Екатерина Каверина (Бюро акцент): «Командный дух, на мой взгляд, создается: совместными празднованиями дней рождений и официальных праздников; работой над одним проектом; собраниями и совещаниями с участием всего коллектива/отдела, которые делаются не „для галочки“, а для согласования целей и задач компании на конкретный период или проект; совместным решением сложных ситуаций/взаимопомощью. А подкрепляется командный дух, конечно же, тренингами. Причем тренинги по „team building“ бывают 2-х видов:

— „веревочные курсы“ (сотрудники всей компании на свежем воздухе выполняют задания, требующие физической активности, силы, смекалки, взаимной поддержки).

— тренинги по „team building“ в формате 2—3 дневного тренинга, где в качестве команды собираются люди, работающие над одним проектом, либо руководители разрозненных подразделений одной компании, которых необходимо объединить для достижения общих целей компании. И в данном случае командообразование проходит скорее в формате стратегических сессий, когда участники получают возможность не только лучше узнать друг друга, но и прийти к единому понимаю целей и задач компании, стратегии развития организации в целом, наметить пути дальнейшего движения».

Возьмите на себя заботу о тяжелых проблемах коллектива, примите к сведению все вышеперечисленные советы и рекомендации по созданию команды, и вы будете изумлены прогрессом и успехами, которых вы достигнете в создании командного стиля работы. Работа в команде позволяет отдельным сотрудникам сделать больший вклад, чем они когда-либо думали, вместе, общими усилиями.

Командный дух хорош в меру

Казалось бы, цель достигнута, команда единомышленников сформирована. Но как отмечают специалисты, использование «team building» требует большой осторожности, так как это один из мощнейших инструментов по силе вмешательства в работу организации и масштабам возможных изменений.

Ксения Соломатина (Цифроград) считает: «При избытке „командности“ возможны высокие риски. Ведь по сути своей наличие достаточно сильного командного духа делает невозможным какое-либо инакомыслие. И дело вовсе не в том, что сотрудники боятся высказать свои альтернативные идеи, а в том, что такие идеи вообще не приходят в головы. Помимо этого, если концентрация командного духа достигает максимальных высот, то сотрудники начинают делать вместе буквально все и, например, индивидуальные проекты становятся в данной компании мало возможными. Например, в своей книге „The Decline and Fall of American Automobile Industry“ автор Brock W.Yates очень интересно описывает данную тему на примере руководителей General Motors, которые, в конце концов, образовали замкнутую социальную группу: „Они вместе живут, они вместе работают, они вместе отправляются куда-нибудь пропустить по стаканчику, они вместе играют в гольф, и думают они тоже вместе“. К тому же, я уверена, многие „новаторы“, которых мы знаем, по сути своей индивидуалисты, так что же, оставаться без „талантов“? Кроме того, более продолжительно в таких компаниях протекает период адаптации сотрудника и решение о том, будет ли специалист работать в компании, зависит уже больше не от его профессиональных знаний и умений, а от мнения и отношения „команды“ к нему. Что же касается умеренного использования данного инструмента, то он не только не рискован, но и крайне желателен. Вместе — мы сила!»

При полной или частичной ре-публикации материала, а также использовании его фрагментов при подготовке других статей ссылка на hrbazaar.ru обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar