Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Как оценить эффективность корпоративного обучения

корпоративное обучение, яндекс практикум

Оценка эффективности обучения

Сегодня компании тратят в среднем 1,5% годового бюджета на образование сотрудников, рассчитывая на то, что новые навыки позволят повысить производительность труда. При этом влияние обучения на бизнес-результаты часто остается невыясненным. 40% участников исследования DataCamp считают ключевой проблемой при организации обучения невозможность рассчитать возврат на вложенные инвестиции. А согласно исследованию BCG, многие компании в отчетах о повышении квалификации сотрудников в принципе не измеряют его эффективность.

Без оценки отдачи от корпоративного обучения и его влияния на работу команды часто невозможно правильно выстроить образовательные треки и убедить руководство в важности инвестиций в учебные программы. О том, как комплексно оценить эффективность обучения, рассказывает Галина Лебедова, руководитель b2b направления в Яндекс Практикуме.  

Чаще всего для оценки эффективности обучения используется модель профессора Висконсинского университета Дональда Киркпатрика. 

Как оценить эффективность корпоративного обучения

Эта классическая модель состоит из четырех уровней. На каждом из них измеряются различные аспекты: реакция сотрудников на обучение, усвоение навыков и знаний, изменения в поведении и результаты деятельности. 

На первом этапе оценить эффективность достаточно легко, на каждом следующем — все сложнее. 

Как оценить удовлетворенность сотрудников

Самый первый уровень — это реакции сотрудников на проведенные курсы или вебинары. Чтобы измерить их, проводятся NPS-опросы, кастдевы и глубинные интервью с участниками.

Эти измерения помогают оценить вовлеченность и понять, придут ли сотрудники на следующие занятия, посоветуют ли они курс коллегам. 

Также оценка на этом уровне помогает получить обратную связь о технических или организационных трудностях. Например, тренера в Zoom не слышно совсем или курс так сложен, что студенты уже неделю не могут пройти дальше второго урока. 

Но если ориентироваться только на вовлеченность и удовлетворенность, то легко превратить обучение в развлечение. Чтобы сделать образовательный процесс по-настоящему полезным, нужно оценивать его эффективность комплексно. 

Как оценить знания и умения после обучения

На втором уровне модели Киркпатрика оценивают знания и умения, полученные в ходе занятий. Для оценки проводят экзамены, тесты, промежуточные задания. Создавать такие инструменты сложнее, чем NPS-опрос, но это дает больше информации бизнесу и самим сотрудникам. На курсах корпоративного обучения в Яндекс Практикуме, например, по окончании обучения все студенты готовят дипломный проект, который включает в себя практическое применение изученного материала. Он служит гарантом того, что сотрудник освоил все навыки и готов применять их на рабочем месте.

Оценивая знания и умения, можно не только измерить эффективность обучения, но и выяснить причины, по которым сотрудник регулярно не может справиться с типовой задачей. После экзаменов и тестов можно назначить сотруднику обучение, которое поможет прокачать недостающие навыки. 

Как оценить изменения в поведении сотрудников

На третьем уровне измеряют динамику продуктивности сотрудника до и после повышения квалификации. Для оценки нужно выбрать ключевую задачу, которую сотрудники решали до курсов и посмотреть, стало ли ее выполнение эффективнее после. 

Например, руководство выдвинуло гипотезу, что на рост прибыли повлияют повышение качества коммуникации службы поддержки и клиентов. Ключевой задачей становится коммуникация с клиентами, а обучение помогает прокачать сотрудников. 

Динамику эффективности можно также измерить с помощью оценки 360°. Сделать это можно через опрос коллег, которые наиболее близко работают с сотрудником. Еще один способ — ассессмент-центры, где имитируют рабочие ситуации и измеряют, как сотрудники справляются с ними. 

Оценивая поведение, нужно понимать, что на продуктивность сотрудников может влиять не только обучение, которое они недавно прошли, но и другие факторы: например, мотивация работать на результат или отличное физическое состояние после отпуска. Чтобы увидеть влияние обучения, нужно ориентироваться на результаты оценок и другие составляющие. 

Как изменить влияние на бизнес-показатели

Четвертый уровень в модели Киркпатрика — это уровень результатов, выраженных через числительные показатели. 

Самый распространенный из них — ROI. Чтобы посчитать его, можно использовать формулу:

Как оценить эффективность корпоративного обучения

Например, компания вложила в повышение квалификации сотрудника 50 000 рублей. Благодаря этому удалось повысить производительность и бизнес заработал на 200 000 рублей больше. 

ROI = (200 000 — 50 000) / 50 000*100 = 3%

Когда речь идет про абстрактные примеры, умножать и делить легко. На практике узнать сколько удалось заработать благодаря обучению специалистов сложнее, ROI складывается из совокупности метрик. Доход рассчитывается исходя из бизнес показателей, в то время как затраты – из совокупности всех шагов, которые были реализованы, чтобы обучение в целом состоялось.

Для того, чтобы посчитать доходы от обучения, можно использовать различные методы. Например, посчитать экономию за счет удержания сотрудников. По данным Gallup, замена сотрудников в среднем стоит бизнесу от половины до двух годовых зарплат. При этом по опросу LinkedIn, 94% специалистов отмечают, что проработали бы в компании дольше, если бы она инвестировала в их будущее. Кроме того, бизнес может значительно сэкономить на найме за счет рескиллинга существующих кадров. Переобучение может быть дешевле, чем выплата выходных пособий, финансовые и временные затраты на поиск новых сотрудников. 

Еще один вариант – расчет экономии через рост доходов за счет обучения сотрудников. Повышение квалификации кадров нередко приводит к целому ряду позитивных эффектов, которые впоследствии сказываются на финансовом результате компании. В первую очередь, это влияет на производительность труда: обучение новым навыкам, особенно цифровым, серьезно повышает скорость выполняемых задач, качество результата и, как следствие, общую эффективность и рентабельность бизнеса. Кроме того, инвестиции в «доращивание» специалистов положительно сказываются на вовлеченности сотрудников и корпоративной культуре компании, что в свою очередь также увеличивает продуктивность. 

Кто должен заниматься оценкой эффективности обучения

Для того, чтобы оценить эффективность обучения максимально точно, в процессе должны участвовать все: сотрудник, руководитель и HR.

Сотрудник может судить о пользе обучения на первом уровне модели Киркпатрика — рассказать о том, чем ему понравились курсы и что можно и нужно улучшить в содержании или поведении тренера. 

Для руководителя образование сотрудников это один из способов достичь бизнес-результатов. Поэтому ему проще сделать выводы об эффективности на четвертом уровне модели, подсчитывая ROI, трудозатраты, прибыльность и другие метрики. 

За всю организацию процесса оценки должен отвечать HR-специалист. Проще всего для этого составить чек-лист с метриками и следовать ему. Через день после окончания тренинга провести NPS-опрос, через неделю — экзамен. Затем через месяц измерить изменения в поведении, а через квартал запросить от бизнес-руководителя данные о ROI или прибыли. 


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar