Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Тренинг публичных выступлений

31 июля 2008, 15:08 | Мнения, L&D, HR-сервисы,

Екатерина Михайлова, Ведущий Тренер Центра обучения персонала «КЛАСС»
31 июля 2008 г.

У автора статьи — многолетний опыт проведения тренингов публичных выступлений. Он позволяет ей ответить на такие вопросы, как — можно ли научить застенчивого человека уверенно держаться перед аудиторией? Полезна ли обратная связь на тренингах публичных выступлений? Что важнее в выступлении — форма или содержание?

Трудности, которые испытывают люди при публичных выступлениях

Я бы разделила трудности на внешние — «не получается» и внутренние — «не нравится». Не получаться может многое: от композиции и структуры до управления временем, от использования примеров, цитат, сравнений до свободного и осмысленного управления своими же руками и ногами. Не нравиться в собственном выступлении тоже может многое, но это уже касается расхождения между фантазиями об идеале и чем-то, что происходит на самом деле. Честно говоря, очень многим хорошо выступающим людям не нравится сама необходимость публично говорить. Тем более что участники этого тренинга, даже обладающие достаточно высоким статусом, часто оказываются «на арене» не по своей воле. Например, принято решение, что первое лицо будет встречаться с журналистами, потому что так лучше для компании. Или решено, что пять руководителей проектов поедут на бизнес-конференции в разные города, потому что так лучше для компании. О людях, готовящих презентации изо дня в день уже и говорить нечего. Кстати, вот это внутреннее сопротивление, эта тоска в глазах оттого, что вообще попал в эту ситуацию, — одна из проблем, чтобы говорить хорошо нужно хоть за что-то полюбить эту ситуацию, найти в ней хоть какой-нибудь интерес, кураж, мотив. Они будут разными у разных людей, но без них любое выступление мертво.

Можно ли научить стеснительного человека уверенно выступать перед аудиторией

Возможность такого преображения, а с ним и расчеты «трудозатрат» зависят от многого: от воли и желания того самого стеснительного человека, от его или ее способности меняться, от глубины «корней» самой стеснительности. Здесь все не так просто. Так называемые «стеснительные» участники тренинга бывают порой невероятно амбициозны, а их фантазии о возможном результате порой поражают нескромностью: убедить и победить всех, всем понравиться, импровизировать и блистать…

Когда цели таковы, с «стеснительностью» работать очень трудно, потому что в глубине души человек не готов к пошаговой работе по реальному изменению своих навыков и умений. Это всегда видно по тому, что позитивная обратная связь от группы — «в этот раз у тебя гораздо лучше получилось…» — принимается с каким-то даже разочарованием, кисло. Если же робость и скованность — всего лишь следствие недостатка практики и поддержки, в хорошей активной группе можно увидеть прямо-таки чудеса, когда привычные ограничения отваливаются, как ставший ненужным гипс. Другое дело, что формат тренинга дает возможность это ощутить, закрепить лишь некоторые технические приемы, а по возвращению в привычную среду эти результаты могут несколько «растаять».

Ни тренинг, ни даже коучинг или персональный тренинг не являются «волшебной таблеткой». С другой стороны, для человека действительно настроенного на работу над собой сам опыт свободы и удовольствия в публичной ситуации может быть очень важным: я знаю, что так может быть у меня, во мне есть этот ресурс.

И, наконец, последнее: для достойного выполнения своей работы большинству наших слушателей «блистать», в общем-то, не нужно. Наши слушатели — менеджеры, юристы, руководители — прежде всего, люди дела, и в их жизни публичные выступления — далеко не главное. Как правило, их данных и умений вполне достаточно для того, чтобы хорошо делать свою работу. Обычные задачи тренинга — это помощь в развитии и совершенствовании в тех реальных пределах, которые заданы именно родом работы. Чудесные превращения в кого-то, кем ты не являешься, в наши задачи не входит.

На мой взгляд, с волнением надо не бороться, а использовать его, «оседлать тигра». Не раз слышала от очень ярких и опытных ораторов, что полное отсутствие волнения перед выступлением для них плохой признак. Как превратить «трясучку» в кураж, в каждом случае приходится думать вместе.

Что важнее в выступлении — содержание или подача информации

Важно, чтобы так вопрос не стоял: содержание и форма должны соединиться, образовать нечто целое. Здесь есть, правда, одна маленькая тонкость: в содержании деловой презентации выступающий несвободен, часто ее содержание не им придумано. Исключение составляет презентация идей или проекта, но это особый жанр, это уже авторская позиция. Обычно говорится то, что должно быть сказано, а вот форма — это область относительной свободы, и как раз здесь можно проявить творческий подход. Но если форма не поддерживает содержание, а становится самоцелью, выступление превращается в своего рода подарочную упаковку: ярко, но пусто. И еще одно. Любое содержание может быть передано в письменной форме. Если бы оно не нуждалось в той магии, которую создает только живой говорящий человек, жанра публичного выступления не было бы вообще.

Тренинг публичных выступлений — опыт проведения

Тренинг, который я провожу уже несколько лет, длится три дня. В группе обычно двенадцать-пятнадцать человек. Очень важно, что это разные люди из разных компаний, потому что каждый приносит на тренинг не только свою сложившуюся манеру выступать, но и знания своих аудиторий, массу интересных фактов и наблюдений, в какой-томере даже «отпечатки» той корпоративной культуры, в которой живет. Поэтому наивные вопросы типа: «так можно или нельзя?» отпадают сами собой — где-то можно и даже нужно, а где-то неуместно и нельзя. Людям важно иногда выбираться туда, где есть возможность сравнить свои привычки и представления о хорошем выступлении, правилах и свободе и многом другом. В формате открытого тренинга очень важно, что люди друг другу ничего не должны и никак друг от друга не зависят. Собственно поэтому обратная связь от группы и может стать настоящим «зеркалом»: ей нет резона ни льстить, ни воспитывать.

Кстати, об обратной связи. Не поручусь за все на свете умения и навыки, но в отношении речи совершенно уверена в бесполезности замечаний других людей. Всю свою жизнь мы слышим от родителей, учителей, руководителей и т. д., что мы делаем не так. Речь постоянно является предметом чьих-то оценок, поправок, редактуры и естественной реакцией на это становится устранение всего, что может вызвать замечание. Вот эти правильные и, увы, абсолютно «никакие» презентации, похожие на унылый ответ у доски — они как раз самое безопасное, потому что не только замечаний не вызывают, но и вообще гасят всякое внимание к концу первой минуты.

Я знаю по практике, что даже со словами-паразитами, если уж очень хочется от них избавиться, можно справиться, лишь поняв, какую функцию они выполняют и, придумав, чем их лучше заменить. Силовые приемы, основанные на контроле, могут на какое-то время убрать все эти «как бы», и «вот», но все остальное тоже станет существенно более тусклым и принужденным. Поэтому в отношении любых задач и любых проблем принцип нашего тренинга — выявление и закрепление лучшего, что есть в естественной манере каждого участника группы. Что удалось в этом, другом, пятом по счету трехминутном выступлении? Как это получилось и как это можно закрепить? Что можно сделать, чтобы эти маленькие находки органично вписались в публичную речь, «приросли»? Замечу, что технические упражнения и рекомендации могут быть сколь угодно прекрасны и верны, но живая речь состоит из такого количества параметров, что техническая работа по отдельным элементам (дыхание, голос, пауза, жест, взгляд, — далее до бесконечности) вызывает «эффект сороконожки»: человеку и так нелегко, а тут приходится думать, как стоят ноги, дышат легкие, смотрят глаза, складываются слова… Полный ступор.

Мы делаем совсем немного чисто технической работы — касается ли это структуры выступления или невербальных составляющих коммуникации — и основное внимание уделяем работе с различными речевыми ролями. Это позволяет примирить ограниченный по времени формат и необходимость получить видимые ощутимые результаты.

Основным упражнением являются короткие подготовленные выступления разной тематики, с разными дополнительными задачами, разными формами обратной связи. Ситуации, требующие практического разбора — обычно это интервью и ответы на вопросы — легко и интересно моделировать через ролевую игру, когда можно увидеть тот или иной конкретный вопрос или ответ с обеих сторон, и из зала и с «трибуны». Я считаю, что тренинг публичных выступлений просто-таки напрашивается, чтобы использовать в нем ролевые техники, ведь и само выступление, даже без всякого тренинга, — это немножко театр. Даже если речь идет об очень сухих и серьезных вещах. Театром эту ситуацию делает ее условность, ассиметричный контакт между выступающим и его аудиторией, распределение «полномочий». Конечно, за три дня мы успеваем и упражнений сделать немало, не только выступления перед группой, но упражнения в парах, тройках, — это в основном инструмент анализа или закрепления того, что каждый участник «поймал» стоя лицом к аудитории на том самом роковом месте, которое многие из нас так не любят.

Я начинала работать с тренингом по публичным выступлениям, когда участниками были руководители вполне советского типа, а шутить и двигаться, во время выступления, вообще было не принято. Публичная речь — это всегда зеркало гораздо более крупных и важных процессов, ее стандарты меняются не сами по себе. И важно, с одной стороны, понимать эти стандарты, но при этом всегда иметь возможность их немножко нарушать. Хотя бы потому, что привычное, «нормальное» всегда чревато скукой: все понятно, это мы уже видели. При сегодняшнем обилии вполне грамотных презентаций слушатель легко опознает типовую структуру и выключается. Поэтому формула постоянных изменений тренинга такова: ухватить вместе с участниками то, что стало сегодня стандартом и найти способы его соблюдать и нарушать одновременно. К примеру, хорошо структурированное, украшенное шутками-прибаутками и вопросами к аудитории выступление «на американский манер» какое-то время назад казалось верхом свободы и раскованности, а сейчас так умеют многие, все это уже видели, и такая манера выступать уже воспринимается как своего рода гамбургер. Возможно, это лучше, чем тусклая официозная манера, но уже явно недостаточна. Так что изменения в тренинге происходят все время и следуют за жизнью, за речью тех замечательных людей, которые все эти годы были участниками нашей совместной работы.

Есть для меня нечто загадочное в том, что на этот тренинг который год подряд собираются люди уже и так говорящие хорошо. И мне бесконечно дорога сама эта атмосфера творческой лаборатории, командной работы, когда серьезные занятые люди отваживаются экспериментировать со своими «компетенциями», порой рискуя быть неправильными, выходить за пределы собственных привычек. Пожалуй, из всего спектра тренингов, которые мне доводилось вести, этот — самый веселый и креативный, потому что даже если большая часть наших обязанностей состоит из рутинных дел, уж один-то объект для творчества у нас всегда остается — мы сами.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar