Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Как сохранить и поддержать коллектив в кризис: ритуалы для командообразования в 2023 году

19 апреля 2023, 23:21 | Аналитика, HR-менеджмент, HR-менеджмент,
Как сохранить и поддержать коллектив в кризис  ритуалы для  командообразования в 2023 году

Рабочие ритуалы помогают команде сохранять мотивацию  и продуктивность даже в кризисное время. Регулярные one-to-one встречи и стратегические сессии, корпоративные выезды на отдых и неформальные диалоги обо всем, кроме работы — лишь часть способов адаптации персонала в эпоху перемен. Какие приемы и практики эффективны для сплочения команды в кризис и как поддерживать работоспособность и эффективность руководителю? Ключевыми ритуалами командообразования 2023 года делится Константин Борисов, организатор премии Team Awards.

Сохранение холодной головы — залог сильной команды

Кризисы последних лет научили бизнес жить в режиме неопределенности и сохранять устойчивость. И все же события 2022 года привели к целой череде негативных для любого работодателя трендов: многие даже крупные компании захлестнула волна «великих» и «тихих» увольнений, сотрудники теряли мотивацию работать, а корпоративный психолог стал штатной единицей чуть ли не у каждой второй команды.

Вопрос поддержания эффективности работы коллектива во время перемен остается актуальным и сейчас. Следить за настроениями должен в первую очередь руководитель — а для этого он сам должен быть эмоционально стабилен. Что может помочь лидеру сохранить спокойствие в непростые времена? Сегодня особенно важно:

  • Перевести фокус внимания с головы в тело. Умение находиться «здесь и сейчас» крайне важно для принятия верных управленческих решений. На уровне тела «заземлиться» поможет любая физическая активность, а на уровне ума — медитации и избавление от источников информационного шума;
  • Делать дыхательные практики. Если вы словили себя на состоянии беспокойства, то воспользуйтесь техникой «квадратного дыхания». Ее суть — в разделении дыхательного цикла на четыре равные фазы: вдох, задержка дыхания, выдох, задержка дыхания. Всего несколько минут выполнения этой дыхательной практики избавят вас от тревожности;
  • Продолжать обучение. Кризис обнажает слабые места бизнеса, а повышение квалификации позволяет смотреть outside the box (за пределы принятых границ). Постоянное обучение помогает руководителю оставаться в потоке: мгновенно применять свежие знания и внедрять практические инструменты, развивать лидерское мышление, получать бесценный опыт коллег и учиться на их ошибках, а не совершать собственные;
  • Поддерживать рутину. Принципиально важно даже в самые сложные времена не отказываться от привычного набора действий, которые для нашего мозга служат некими «островками стабильности». Продолжайте планировать как рабочие задачи на день, неделю, месяц, так и личные и вдохновляющие — отпуска, поездки, важные события;
  • Рефлексировать — в сложные времена как никогда важно отслеживать все свои мысли. Сделать это поможет, например, ведение дневника;
  • Работать с более опытными наставниками — не лишней будет консультация или совместная работа под руководством ментора/бизнес-консультанта с похожим бэкграундом или успешным опытом прохождения кризиса.

Все эти действия, практикуемые руководителем, помогут ему сохранять стабильность и спокойствие, даже если мир вокруг штормит. Далее важно вернуть команду в ресурсное состояние — как это сделать?

  • Говорить с подчиненными. Регулярно поддерживайте коммуникацию с сотрудниками на рабочие и личные темы, делитесь планами компании на будущее и не забывайте интересоваться моральным состоянием коллег. Личные one to one встречи лучше проводить не реже, чем раз в квартал, а собираться всем коллективом для неформального диалога можно хоть каждую неделю;
  • Следить за состоянием сотрудников. Честная и открытая коммуникация поможет вам понять реальное настроение и состояние сотрудников и вовремя его поддержать. Если подчиненный жалуется на регулярные переработки, то правильным решением будет дать ему отгул или премию; если переживает кризис в личной жизни — отправить к корпоративному психологу; если устал и близок к выгоранию — разрешить отпуск раньше согласованного срока.
  • Действовать сообща. Решения, которые касаются всего коллектива, не следует принимать в одиночку — особенно, если они сложные. Совместный диалог поможет найти неочевидные выходы из ситуации, а само решение не будет восприниматься так болезненно;
  • Обязательно праздновать даже маленькие победы. Они позволяют поддерживать высокий уровень мотивации в длительных проектах и присвоить специалистам собственные достижения. Форматы «праздника» могут быть разными — от пятничной вечеринки в баре до полноценного корпоративного ивента с презентацией успехов проекта и его исполнителей.

Если любишь — отпусти

После событий сентября 2022 года Россию покинули сотни тысяч человек. Из-за эмиграции отечественный бизнес оказался перед сложной дилеммой: потерять уехавшего сотрудника или научиться выстраивать все рабочие процессы в удаленном формате. Не все компании оказались готовы к такому варианту сотрудничества по разным причинам. За пределами нашей страны гораздо сложнее обеспечить полную сохранность конфиденциальной информации, поэтому несколько российских крупных корпораций и IT-компаний исключили возможность удаленной работы для сотрудников вне России из-за соображений безопасности.

Информационная «небезопасность» — не единственная проблема удаленной работы. Этот формат сотрудничества стал вызовом для многих руководителей, особенно старой формации, которые привыкли видеть сотрудников в офисе каждый день и лично их контролировать. Навык «контролировать не контролируя» в новых реалиях — один из важнейших для современных лидеров. Развить его помогут специальные таск-менеджеры и облачные программы для управления проектами. Они позволяют ставить задачи и дедлайны к ним, а далее следить за их выполнением, не дергая при этом человека.

Главной «человеческой» проблемой удаленной работы стал разрыв социальных связей, который неминуемо происходит, если коллеги на протяжении долгого времени не коммуницируют вживую. Чтобы не потерять коннект, важно создать в коллективе ритуалы синхронизации: регулярные общие Zoom-ы и собрания, развлекательные командные активности — например, играть в любимые многими игры вроде «Мафии», квиза или детектива онлайн. 

При гибридных форматах работы главная цель компании и лидера — связать всех общим коммуникационным полем, благодаря которому сотрудники будут чувствовать себя частью команды, даже если не встречаются в офисе ежедневно. Хорошей практикой для объединения коллектива станет использование бота Random Coffee или его аналогов. Программа случайным образом «соединяет» двух сотрудников, чтобы они могли узнать друг друга лучше и пообщаться в неформальной обстановке онлайн или оффлайн.

Доверяй, не проверяя

Переход на удаленный формат сотрудничества стал настоящим испытанием для коллективов. Руководители не только потеряли контроль над подчиненными, но и отметили общее снижение эффективности их работы. Частично его связывают с новым трендом на «вторую работу» — нестабильность заставила россиян искать альтернативные источники дохода на случай сокращения или банкротства работодателя. Еще в 2021 году каждый 10-й россиянин имел подработку, а 70% жителей страны готовы были начать ее в любой момент. Сейчас рынок фриланса в России второй по скорости роста в мире после США.

Как поддерживать высокий уровень доверия подчиненным в таких реалиях? Совершенно точно не стоит безапелляционно запрещать любые сторонние работы — есть риск, что они не исчезнут, а будут просто скрываться от вас. Если фриланс не связан с работой на конкурирующую компанию и не влияет на стабильно высокие результаты на основной позиции, то беспокоиться не стоит — пусть сотрудник самостоятельно регулирует количество рабочего времени и задач. Доверие — обязательная составляющая рабочего процесса в условиях удаленки.

Сегодня руководителю также особенно важно без страха делегировать задачи подчиненным и быть тем человеком, к кому можно обратиться в случае проблем и неудач. Уверенность в своем коллективе не подразумевает полное отсутствие контроля, но нескольких итераций доверия достоин по умолчанию каждый сотрудник. При этом здоровый контроль заключается в том, что вместе с базовым доверием вы устанавливаете четкий дедлайн выполнения задачи и не забываете проводить встречи по результативности. Доверие важно и в обратную сторону — всегда оставляйте своим сотрудникам возможность признаться в появлении ошибок, сдвиге сроков и других неуспехах.

Стратегия наказания за ошибки как паттерн поведения лидера — в корне неверная: в этом случае сотрудники просто перестануть делиться проблемами, скрывая их. Поэтому доверие как «не критика за ошибки» должна стать регулярной практикой руководителя, а разбирать проблемы и критиковать человека допустимо только на one to one встречах. Последние годы мы живем в настолько изменяющемся мире, что понятие единственно правильного действия/решения максимально размыто. Именно поэтому важно давать право пробовать и ошибаться всем членам команды — не рискуя и не экспериментируя, вы неминуемо отстанете от быстро развивающегося рынка.

Нетворкинг для каждого

Обмен опытом и информацией в эпоху перемен становится особенно значим: профессиональные коммуникации позволяют получать проверенную информацию от специалистов, использовать лучшие решения коллег, искать партнеров и инвесторов. За последний год роль нетворкинга особенно возросла — 65% россиян считают, что заводить деловые связи полезно для профессионального и личного развития. При этом, несмотря на желание знакомиться и общаться, многие даже квалифицированные специалисты отказываются от возможностей нетворкинга из-за мнимой неуверенности в собственной компетенции.

Побороть стеснение при знакомстве на формальных и неформальных мероприятиях поможет известность как лидера своей ниши. Прокачивать ее можно не только на ивентах — вы можете проактивно вести собственных соцсети, работать с медиа, участвовать в различных коллаборациях. Если вам некомфортно инициировать знакомства и «навязываться», станьте «источником» ценного контента сами, и тогда сложности при нетворкинге исчезнут — люди сами будут инициировать знакомство с вами.

Выстраивать профессиональный нетворкинг можно везде, но особенно эффективно делать это на профильных мероприятиях — например, конференциях и премиях. Развитие сильного комьюнити, где каждый готов смело делиться собственным опытом и перенимать лучшие управленческие практики коллег, стало одной из главных целей при создании премии в области командообразования Team Awards.

Подготовка команды к кризисам и преодоление их — сложная работа, которая требует участия каждого: от лидера до рядового сотрудника. Не стоит забывать, что готовность команды к росту и развитию, несмотря на сложные времена, невозможна без базового уровня удовлетворенности работой. Обеспечить его — главная задача руководителя, который должен быть готов стать для подчиненных примером и помощником на пути к новых вершинам.

Источник.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar