Поиск по тегам

Поиск по компаниям

HR-марафон: эксперты о трендах в образовании  

13 декабря 2021, 14:00 | Тренды, L&D, HR-маркетинг,
HR марафон  эксперты о трендах в образовании

Интерес бизнесменов и венчурных инвесторов к образовательным проектам не случаен. Ведь спрос действительно высок, а рынок во многом формируется. Рассмотрим основные тренды в обучении взрослых.

Обучение на протяжении всей жизни – не просто слоган

«Компьютер никогда не сможет водить автомобиль» – с уверенностью утверждали в 2004 году гарвардские экономисты Ричард Мернейн и Фрэнк Леви в своей книге «Новое разделение труда». Прошло менее 20 лет, и мы видим беспилотные автомобили на улицах Москвы. Новые технологии меняют мир, и также стремительно устаревают навыки.

Согласно данным нашего исследования «Обучение руководителей: ключевые тренды», почти 90% опрошенных менеджеров среднего и высшего звена имеют потребность в улучшении навыков и повышении квалификации. Более половины респондентов проходят обучение раз в год и чаще и лишь 7,5% – не уделяют внимания дополнительному образованию.

Благодаря обучению менеджеры рассчитывают увеличить свой доход, приобрести новые деловые и профессиональные связи, а 28,3% уже состоявшихся в профессии людей осваивают совершенно новую для себя специальность. Следование концепции обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) определяет конкурентоспособность специалистов на рынке труда, и ее приверженцев становится все больше.

Фокус на смешанное обучение

О том, что с развитием интернета традиционное обучение может навсегда уйти в прошлое, заговорили еще в начале нулевых. «Делиться знаниями не жалко!» – заявил Массачусетский технологический институт и первым выложил в открытый доступ свои лекции. Его примеру последовали другие ведущие вузы мира. Казалось – будущее наступило, границы стерты. Стали очевидны преимущества онлайн-формата: доступность лучших вузов и преподавателей, гибкость в выборе времени и места обучения, экономичность. Но глобальной революции в образовании тогда не случилось. Примечательно, что именно в 2019 году в России, согласно исследованиям «Барометр онлайн образования», было открыто почти столько же онлайн-школ, как за все предыдущее десятилетие. В 2020 году их важной аудиторией наряду со взрослыми стали также школьники.

Пандемия COVID-19 – определенно переломный момент для развития онлайн-образования. В то же время, многие слушатели за это время устали от удаленки и заскучали по живому общению. Оптимальным с точки зрения менеджеров является гибридный формат образования. За смешанное обучение высказались 55% опрошенных, сторонников дистанционного и онлайн обучения в совокупности 26%, очного и офлайн – 17%. Цифровые технологии позволяют оптимизировать процессы освоения материала, в офлайн акцент смещается на развитие «мягких» навыков, командную работу, нетворкинг. С большой вероятностью, опция офлайн обучения останется в более дорогостоящих программах подготовки топ-менеджеров.

Стремительное развитие образовательных технологий (EdTech)

Пандемия COVID-19 стала мощным триггером развития образовательных технологий. По данным HolonIQ, в 2020 году мировой EdTech привлек $16,1 млрд инвестиций. Предыдущий рекорд 2018 года составлял $8,2 млрд. Согласно прогнозам, до 2025 года объем инвестиций будет расти примерно на 16% в год.

Основные направления развития технологий:

  • Микрообучение (microlearning) – поглощение знания небольшими законченными по смыслу фрагментами разных форматов – видео, аудио, текст, игра. В течение пяти минут человек может освоить новую информацию, закрепить изученное или проверить свои знания;
  • Адаптивное обучение (adaptive learning) – построение учебной траектории с учетом индивидуальных характеристик обучающегося. Компьютерные технологии, подобно личному репетитору, в режиме реального времени корректируют программу под конкретного человека;
  • Искусственный интеллект и машинное обучение (artificial intelligence) – моделирование процессов познания и мышления человека с помощью вычислительных устройств, в частности активно развиваются чат-боты – системы искусственного интеллекта, моделирующие взаимодействие с человеком через текст;
  • Технологии дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) моделируют близкие к реальным условия, обеспечивают вовлеченность, погружение, интерактивность;
  • Геймификация (edutainment) – включение элементов игры в образовательный процесс.

Новые образовательные технологии позволяют сделать удаленное обучение эффективным. Ведь создать полноценный дистанционный курс и просто перевести лекции в онлайн – далеко не одно и то же. Например, одним из решений, позволивших нам в прошлом году при экстренном переходе в онлайн максимально сохранить контактную работу и вовлеченность, стал бизнес-симулятор «Эффективное управление производственной компанией». В нем команды выступают в роли тракторных заводов и борются за лидерство на условном рынке агротехники. Условия максимально приближены к рыночным, каждый ход включает большой комплекс решений – от разработки дизайна и технических характеристик трактора, изучения рынка, выстраивания производственных и логистических процессов, до решения финансовых и кадровых вопросов и выведения техники на рынок. В симуляторе нет прописанного сценария, нет единственно верных решений – все как в жизни. Команды оперируют параметрами, которые влияют на производительность труда – добавленную стоимость в расчете на одного сотрудника предприятия. В условиях реальной конкуренции, пусть и в игровом формате, участники учатся вырабатывать выигрышные стратегии и повышать эффективность. На базе этого симулятора мы успешно провели онлайн-этап Первого Всероссийского чемпионата по производительности труда, который собрал более 1000 участников из 56 регионов РФ.

Результат обучения – новые компетенции и улучшения в работе 

Согласно нашему исследованию, в числе главных ожиданий от обучения 30% респондентов обозначили новые знакомства, 49% – навыки для решения текущих рабочих и личных задач, 57% – наличие преподавателей-практиков из бизнеса и 58% – возможность отработки теории на практике, кейсы, стажировки.

От обучения ждут вполне конкретных осязаемых результатов. Эффективный подход – обучение действием (action learning, learning by doing) – получение навыков в процессе выполнения реальных задач и анализа результатов. Например, это полевые исследования, волонтерские проекты, экспедиции, разного рода бизнес-проекты. В отличие от деловых симуляций, деятельность разворачивается не в игровом пространстве, а в реальном окружении, и результаты обычно представляют практическую ценность.

Например, главный механизм реализации нашей образовательной программы – проектная работа. Ключевые руководители крупных российских предприятий из разных регионов и отраслей экономики объединяются в кросс-функциональные команды и полгода работают над проектом повышения эффективности реального предприятия-заказчика. Они обмениваются опытом, учатся не только у опытного эксперта-куратора, но и друг у друга. В результате участники приобретают практические навыки комплексного применения инструментов в области стратегического анализа, производства и логистики, маркетинга и продаж, управления персоналом, цифровизации, а предприятие – готовую дорожную карту для решения актуальных проблем.

Например, в результате реализации такого проекта, производитель тротуарной плитки из Краснодарского края вывел на рынок новый высокомаржинальный продукт – вибропрессованный облицовочный кирпич, что позволит загрузить оборудование в низкий сезон и в перспективе трех лет нарастить прибыль в полтора раза. А дорожное предприятие из Липецкой области, благодаря выстраиванию системы планирования в соответствии с «дорожной картой», смогло повысить рентабельность в несколько сотен раз и на 26% – увеличить выручку.

Эксперт: Екатерина Гришина, руководитель программы «Лидеры производительности», Директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar