Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Фреймворк 4С для создания тренингов

21 января, 23:12 | Инструменты, HR-менеджмент, HR-менеджмент,
Фреймворк 4С для создания тренингов

Каждый из нас имеет опыт обучения в школе и университете, однако вряд ли кто-то вспомнит много интересных уроков. Парадоксально, но некоторые тренеры, обучая взрослых, переносят принципы из того опыта обучения, который проходили они сами, то есть не самого яркого. Как создать интересный тренинг, рассказывает Agile-коуч Дарья Коренькова.


Принципы обучения взрослых

В отличие от детей и подростков, взрослые могут сами выбирать, чему им учиться, осознают свои цели и имеют внутреннюю мотивацию для обучения (вместо внешней, как это часто бывает в более юном возрасте —  наказание или поощрение за оценки).

Такой подход привычен и для участников, и для самих тренеров и даже для компаний. Кроме того, такой подход делает процесс по проведения тренинга куда более простым и контролируемым. Рассказал материал, показал слайды, вопросов у обучающихся нет — все свободны.

Наиболее активное обучение происходит непосредственно в момент того, как мы пробуем делать то, чему хотели обучиться, а не смотрим за тем, как это делает кто-то другой. Такой же принцип применим и к тем навыкам, которые мы получаем на работе. А также к подходам, которые должны использовать, когда сами проводим обучение. 

Можно обратиться к “пирамиде обучения”, описывающей влияние методов обучения на степень усвоения материала.

Фреймворк 4С для создания тренингов

Как мы можем видеть, проведение лекций дает наименьшую усваиваемость материала, в то время как применение знаний и обучение другие наибольшую. 

Если нам нужно провести обучение формально, просто поставив “галочку” да, можно обойтись и лекцией. Но если мы хотим создавать такие тренинги, чтобы участники усваивали информацию и могли потом применить её на практике, нужно держать эти принципы в голове. Итак, как же создать такой опыт для участников тренинга, чтобы помочь им максимально усвоить материал? 


Фреймворк 4C
(Connections, Concepts, Concrete Practice, Conclusions)

Данный фреймворк основан на исследованиях в области андрагогики (науки обучения взрослых), нейробиологии, когнитивистики и психологии. Фреймворк состоит из 4 шагов: Соединение, Теория, Практика, Заключение.

Давайте вместе разберем все этапы создания тренинга по фреймворку в чем смысл каждого из них, каковы их ключевые составляющие. А также рассмотрим примеры активностей на каждом из этапов. 

Перед началом важно отметить здесь не будет советов о том, что именно рассказывать по той или иной теме. Обучать можно чему угодно, общие принципы и подходы к обучению взрослых от этого не меняются. Мы поговорим о том, каким образом подать информацию, какие упражнения включить и как формировать программу для того, чтобы участники ваших тренингов смогли максимально включиться и усвоить материал наилучшим образом. 


Связь с личным опытом (C1, Connections)

В процессе обучения мы лучше всего запоминаем то, что происходило в начале и в конце (эффекты первичности и новизны). Это применимо к любому опыту, когда мы получаем новую информацию. 

Зачастую тренинги начинаются с обсуждения организационных вопросов правил участия, представления тренера. Такой подход делает начало тренинга менее запоминающимся, чем оно могло бы быть. Обсуждение деталей тренинга определенно важно, но его можно дать не в самом начале, предоставляя вместо этого участникам возможность с первых секунд вовлечься в учебный процесс.

 

Элементы хорошего старта тренинга

  • Знакомство группы между собой. Большинство людей обучаются лучше если они окружены группой знакомых людей, а не чужаков. Это связано с чувством психологической безопасности: возможностями задавать вопросы, высказывать мнение, совершать ошибки, экспериментировать 

Важно отметить, что даже если люди уже работают вместе, это не всегда значит что они чувствуют себя в безопасности рядом с коллегами обстановка в коллективе может быть высококонкурентной и напряженной. Поэтому, вне зависимости от того, знакомы ли люди до посещения обучения или нет, аспектам психологической безопасности необходимо уделять внимание не только в начале, но и на протяжении всего тренинга. 

  • Установка связи собственного опыта с темой тренинга. Любой участник обучения приходит уже с каким-то опытом и знаниями, а у взрослых багаж опыта колоссальный. Да, они могут не знать какие-то детали или не быть глубоко погруженными в эту тему, но у участников уже будет какой-то опыт. Даже если ранее он не связывал его с темой обучения. Например, если человек никогда не работал за кассой, у него уже есть опыт, который он может вспомнить в качестве покупателя. 

Если дать возможность участникам тренинга обсудить или записать то, что они уже знают по теме тренинга, они лучше усвоят новую информацию и смогут сразу увидеть её релевантность к тем ситуациям, которые им уже знакомы. А значит, сразу увидят пути её применения.

  • Формулирование собственных целей на обучение. Любой участник тренинга приходит туда по собственным причинам и для достижения собственных целей вне зависимости от того, осознанно или нет. 

Обозначая собственные цели на тренинг, участники имеют более четкую картину того, что они хотят получить по результатам и фокусируются на том, что они считают важным лично для себя. Причины могут быть разными: интерес к теме, желание работать лучше или просто показать начальнику стремление к новым знаниям. Даже если эти причины не озвучены, размышляя над собственными целями, участники тренинга смогут обозначить их для себя.

  • Формулирование ожиданий от тренинга. Нередко бывает так, что о тех знаниях, которые получат участники, говорит только сам тренер, а у участников нет времени и возможности осмыслить эти результаты перед началом; понять, как новые знания помогут им в достижении своих личных целей. 

Если дать ученикам возможность подумать над тем, как программа тренинга сможет помочь им для достижения своих целей, это поможет им действительно овладеть теми навыками, которые предусмотрены. 

Важно то, чтобы участники уже на самых первых этапах видели связь всего что происходит с темой тренинга,  включая этап знакомства. Возможность рассказать интересный факт о себе сблизит участников, но может не иметь связь с темой тренинга. Если у вас достаточно времени на проведение дополнительной активности, направленной на знакомство отлично. Но если время ограничено, а материала нужно дать много, подумайте о том, как можно соединить этап знакомства с темой тренинга.

 

Примеры активностей на начало тренинга

  1. Обсуждение в парах или группах того, что хотят изучить и какие из заявленных результатов тренинга приблизят участников к их личным целям
  2. Участники обсуждают в парах вопрос, касающийся темы тренинга (например, “на какой вопрос ты хочешь получить ответ в ходе тренинга” или “как ты планируешь применить знания, полученные на тренинге”)
  3. Участники объединяются в группы и обсуждают, что они уже знают по теме тренинга
  4. Участники заполняют опрос перед началом тренинга, где рассказывают что они уже знают по теме тренинга, что они хотят изучить и на какие вопросы они хотят получить ответ
  5. Участники получают листки с темами, которые они разберут в ходе тренинга. Каждый отмечает те, что считает приоритетными для себя. Затем они обсуждают в парах,  что каждый из них определил для себя как приоритетные
  6. “Охота за сокровищами”. До начала тренинга отправить список “сокровищ”, которые участники должны найти до начала тренинга. Это может быть: статья по теме, другой сотрудник, который уже принимал участие в тренинге, предмет, который метафорически описывал бы тему этого тренинга, вопрос от другого коллеги по теме тренинга и т.д.. В начале тренинга участники могут представить свои находки (индивидуально или обсудив их в команде). Предусмотрите призы для участников, которые смогли выполнить все задания
  7. “Где ты по шкале”. Участники выстраиваются сами в зависимости от своего опыта в теме вашего тренинга. Другой вариант встать на определенной стороне комнаты если ты согласен/не согласен с утверждением и обсуди с другими участниками с вашей стороны почему вы встали именно там. После можно добавить обсуждение всей группы о том, почему они встали именно там

Вы могли обратить внимание на то, что не все активности в примерах включают в себя все 4 аспекта. Это нормально. Время для “открытия” тренинга должно быть пропорционально времени всего тренинга. Если ваша программа рассчитана на несколько дней, то на него можно потратить час. А если ваш тренинг длится всего час, то на это может быть уделено несколько минут и может не получиться охватить все 4 аспекта. 

Пробуйте и экспериментируйте с разными вопросами и форматами, чтобы найти оптимальный для вашего тайминга, тем и групп, которые участвуют в вашем обучении.

 

Теория (C2, Concepts)

Это те теоретические знания, которые необходимы участникам для успешного освоения программы. Теория важна, но перегрузив ей, или создавая тренинг без учета особенностей восприятия мозгом информации, есть риск потерять внимание участников или вызвать скуку.

Здесь мы сосредоточимся на том, каким образом подать теорию участникам так, чтобы даже теоретическая информация усваивалась легко.

 

Принципы для создания контента этого блока

  • Давайте участникам только ту информация, которая необходима для успешного применения навыков. При составлении программы можно проверить себя следующими вопросами:

– “Если бы у меня было время для рассказа только половины, что бы я убрал?”

– “Если бы у меня было 10 минут для пересказа всей этой информации, что бы я оставил, а что бы дал в качестве дополнительного материала?”

  • Дайте людям возможность записывать. Записывание информации дает возможность участникам запоминать лучше, т.к. они запоминают что пишут (кинестетический способ запоминания) и где. Можно дать белые листы бумаги или подготовить их заранее, добавив интересные факты или графическую информацию. Примеры подготовленных шаблонов для конспектов вы сможете найти ниже, в примерах для данного блока.

Обратите внимание на то, что мало кто привык записывать и вести конспекты. Поэтому не стесняйтесь говорить о том, что что-то может быть полезно записать по ходу тренинга. С осторожностью используйте распечатанные версии слайдов, если вы демонстрируете их это может снизить внимание участников, т.к. все материалы у них уже есть, и у них может создаться впечатление, что они спокойно могут ознакомиться с ним дома, а значит и слушать не обязательно.

  • Применяйте правило 10-20 минут. Большинству людей сложно удерживать свой фокус внимания на одной теме больше этого тайминга. Хорошей идеей будет разделить блоки вашего тренинга на небольшие сегменты, в конце каждого из которых подводить небольшой итог.

Перед переходом к следующему блоку, сделайте перерыв на 1 минуту и попросите участников подвести короткий итог того, что они только что прошли. Это можно делать в индивидуальном порядке, записывая на бумаге или стикерах, в парах или группах (тогда может потребоваться более 1 минуты).

  • Вовлекайте всех участников тренинга. Не превращайте ваше обучение в лекцию или диалог с парой самых активных участников. 

Можно попробовать технику “Трое до меня”. Если вам задали вопрос, скажите что вы на него ответите, но после того, как три других участника выразят свое мнение по этому вопросу. Принимайте любые ответы, а после этого дайте свой ответ. Однако, не стоит использовать этот прием каждый раз когда вам задают вопрос. 

Также, если участники делают заметки по ходу тренинга, вы можете в конце теоретического блока (10-20 минут) попросить одного из них или мини-группу подвести итог, поделившись своими записями и наблюдениями и подготовить мини-презентацию. 

Примеры активностей для теоретического блока

  • Создание собственной карты знаний один из вариантов ведения записей в процессе тренинга. Каждый человек воспринимает информацию по-своему, участники сами смогут записать именно то, что позже поможет им вспомнить другой материал

Вы можете воспользоваться приведенными ниже шаблонами в качестве раздаточных материалов для заполнения участниками.

Фреймворк 4С для создания тренингов Фреймворк 4С для создания тренингов Фреймворк 4С для создания тренингов Фреймворк 4С для создания тренингов Фреймворк 4С для создания тренингов

  • Быстрые ответы — инструмент вовлечения участников. Попросите участников объединиться в группы, вспомнить и презентовать 5 самых важных фактов из теоретического блока, который вы только что прошли. Принимаются любые факты, только если они не являются ложными. После можно добавить факты, которые участники не назвали, но которые вы считаете важными. Другие вопросы для обсуждения: опишите материал одним предложением; обсудите в паре почему вы считаете эту информацию важной. Меняйте вопросы для того, чтобы участникам не было скучно.
  • Игра на время. Участники записывают 10 фактов, которые они запомнили за 60 секунд (если информации меньше, корректируете время соответственно). Если кому-то удалось это сделать, он зачитывает всё, что записал, группа аплодирует ему. Если это удалось сделать нескольким людям каждый зачитывает 2 или 3 факта из своих списков. Если никому не удалось сделать это, то свои факты зачитывает тот, кто записал больше всего. 
  • Физическая активность. Для эффективного обучения важно движение. Если участники могут встать и потянуться хотя бы минуту, это улучшит их возможность усваивать материал. Можно это сделать следующим образом: участники встают и формируют пары. Один демонстрирует какое-то небольшое упражнение на растяжку, другой выступает в роли зеркала и повторяет за ним. Во время растяжки, демонстрирующий рассказывает, что он узнал за это время. После участники меняются ролями. Не все тренеры считают уместным проводить физические активности в ходе тренингов, но многие из тех, кто пробует, находит их крайне полезными для групповой динамики.
  • “Пазлы”. Позволяет участникам углубить своё знание через обучение других. Каждый участник/мини-группа получает свою часть теоретического материала, которой нет у другой группы. Каждая группа готовит презентацию на 2 минуты по своему материалу для остальных участников.

 

Практическое применение (C3, Concrete Practice)

В идеальной ситуации участники тренинга получают какие-то практические навыки (работа в новой программе, техники переговоров и т.д.). Но если в ходе вашего обучения участники не получают никаких навыков, которые можно применить, в этом блоке участники повторяют пройденную информацию и закрепляют её. 

Практикой НЕ является: 

  • Прочтение или просмотр видео, где демонстрируется навык
  • Наблюдение за тем, как тренер демонстрирует навык
  • Участие нескольких людей из группы в практике и наблюдение за ними остальных
  • Тестирование (это может быть частью практики, но не заменять её целиком)
  • Практика навыка в рискованных ситуациях, где ошибка может привести к серьезным последствиям
  • Ответ тренера на вопросы в конце блока

 

Примеры активностей для практического блока

  • Обучение друг друга. Участники делятся на пары/группы и объясняют/демонстрируют полученный навык или знание. Эту активность можно дополнить: те, кому объясняют, делают вид, что они ничего не знают по этой теме и их напарнику нужно научить своего партнера с нуля.
  • Импровизация. Каждый участник делится тем, что он узнал за 10-15 секунд. Во время своей импровизации он может использовать какие угодно материалы, юмор или приемы для более выразительной подачи материала. По истечению времени он должен назвать имя следующего участника, который продолжит его повествование. Эта техника применима и для демонстрации практических навыков, если участники их получают на тренинге.
  • “Игра-шоу”. Игра, в рамках которой участники демонстрируют полученный навык или отвечают на вопросы (первый вариант более предпочтительный). Формат игры можно выбрать любой: “Поле чудес”, “Что? Где? Когда?”, “Сто к одному” и т.д. Формат может выбрать сам тренер или дать выбор участникам. Вы можете подготовить вопросы заранее, или, если располагаете временем, участники могут сами подготовить задания к игре в ходе тренинга. У всех участников должны быть роли ведущий, судья, хранитель времени, игроки и другие необходимые. Важно чтобы возможность принять участие имели абсолютно все обучающиеся. Можно также подготовить небольшие призы для победителей. 
  • Создание карточной игры. Участники делятся на пары/тройки и создают собственную игру набор карточек с вопросами, инструкцию и ответы. После создания, группы обмениваются своими играми и каждый играет в игру от другой команды. Варианты игр: вопросы и ответы, правда или ложь, расположи по порядку, заполни пробелы и т.д.
  • Игра в мячик. Участники делятся на мини-группы и придумывают по 3-4 вопроса. Первая группа задает вопрос и кидает мяч второй группе. Если вторая группа отвечает на вопрос, она получает балл. Затем, вторая группа задает вопрос и кидает мяч третьей группе. Игра продолжается как минимум до тех пор, пока каждая команда не задала вопрос другой команде. 

 

Заключение (C4, Conclusions)

Помните что завершающая часть тренинга отложится в памяти участников лучше остальных, наравне с открывающей. Эта часть помогает участникам вспомнить всё то, что они узнали и подумать о том, как они применят полученные навыки в своей жизни. 

Ключевые компоненты хорошей завершающей части

  • Подведение итогов от самих участников. Вместо того, чтобы тренер рассказывал о том, что группа прошла, более полезным с точки зрения обучающего эффекта будет возможность дать самим участникам подвести итоги обучения. “Игра в мячик” как раз один из примеров того, как это можно сделать. 
  • Оценка знаний от самих учеников. Многие тренинги подразумевают прохождение тестирования или экзаменации в конце. В этом подходе есть недостаток он не дает самому участнику оценить собственный прогресс. Примером использования такого подхода может быть обсуждение следующих вопросов: что изменилось у участников после прохождения тренинга? насколько комфортно им применять навыки теперь? 
  • Создание плана действий. Ученики рассказывают всей группе о том, как они планируют применить полученные знания на практике в ближайшее время. Делая это публично, участники увеличивают вероятность того, что они применят эти навыки. Также, эти планы могут быть использованы после для обсуждения с начальством или сверкой прогресса с коллегами, вместе с которыми они проходили тренинг. 
  • Празднование успехов. Тот элемент, который часто убирают в угоду времени, хотя он крайне важен для создания позитивного опыта от всего обучения целиком. Эта активность должна строиться вокруг участников, а не тренера. Например, участники могут выдавать друг другу сертификаты об успешном обучении или писать карточки с благодарностями другим коллегам или группам, с которыми они вместе учились.

 

Примеры активностей для завершающего блока

  • “Запись в дневнике”. 1-2 параграфа о том, что участники узнали нового и как планируют применить это на практике. Можно использовать следующие вопросы: самые важные знания, полученные на тренинге? как изменился твой взгляд на темы после тренинга? если бы у вас брали интервью и попросили рассказать о чем тренинг, что бы вы сказали? что бы вы рассказали вашему коллеге о тренинге и как то, что вы узнали сегодня, поможет вам в работе и жизни?.
  • “Вопросы на стене”. Запишите вопросы: “Что самое важное, что вы узнали сегодня?”, “Как вы воспользуйтесь этой информацией?”, “Что изменится после того, как вы начнете применять это?”, “Что вы сделаете чтобы узнать больше об этой теме?”, “Какой вопрос у вас остался и как вы сможете найти на него ответ?”. Участники записывают ответы на 1 или 2 вопроса индивидуально и рассказывают об этом после. Если участников много, их можно объединить в мини-группы, чтобы каждый поделился своими ответами. 
  • “Займи свое место”. Участники встают в ту часть комнаты, которая отражает их уверенность в применении знаний и навыков после тренинга “Не совсем”, “В процессе”, “Готов применять”. Когда участники заняли свои места, попросите их образовать пары и спросите, что поможет им продвинуться выше по шкале уверенности. Если уверенность максимальная, что поможет им остаться там? 
  • 4 квадрата обратной связи. Можно дать участникам индивидуально для заполнения или разместить на стене, чтобы каждый приклеил свои стикеры 

Фреймворк 4С для создания тренингов Фреймворк 4С для создания тренингов

  • Создание сувениров. Каждый участник создает сувенир, символизирующий тему тренинга или метафору об этом обучении это может быть как индивидуальная, так и групповая активность (сувенир для другой группы). Тренеру необходимо подготовить заранее материалы, которые могут понадобиться участникам для создания (бумага, фломастеры, лего, пластилин и т.д.). После этого, участники представляют свои работы группе и обмениваются сувенирами. 

Вы можете объединять эти активности, чередовать или придумать что-то своё, в зависимости от того, сколько времени у вас на подведение итогов. Главное – помнить об аспектах хорошего завершения тренинга, перечисленных выше.


Проведение тренингов в онлайн-формате

Все эти техники и примеры актуальны и для проведения онлайн-тренингов. Некоторые из них могут потребовать дополнительной подготовки и адаптации, но также вы можете обогатить этот опыт, используя дополнительные технические возможности.

  • Используйте все возможные инструменты: виртуальные доски, чтобы участники могли размещать свои стикеры; сервисы для проведения опросов, разделение участников на сессионные залы в конференциях для формирования мини-групп и другие технические возможности платформ, на которых вы проводите обучение. Даже сувениры можно перенести в онлайн  памятные открытки друг для друга в конце тренинга, созданные с помощью графических редакторов.
  • Разошлите письмо участникам с просьбой провести подготовительную работу: выписать информацию по теме, которую они уже знают или мнение по теме. Или сделайте опрос, которые участники пройдут до старта обучения
  • Подготовьте листы для ведения конспектов, в котором участники смогут записывать. Попросите их подготовить распечатанные материалы к началу тренинга. Не забывайте подчеркивать важность ведения заметок в процессе и давайте участникам время на то, чтобы они записали. 
  • Правило 10-20 минут остается релевантным и для онлайн-обучения. Не забывайте о перерывах и возможности участникам подвести итоги каждого блока. Точно так же, как и в оффлайн пространстве, вы можете попросить участников встать и вместе с вами сделать разминку. 
  • Дайте возможность участникам оставаться на связи и после тренинга: в общем чате, или создав собственную базу знаний, где участники смогут делиться своими примерами, вопросами, практиками и инсайтами.

Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar