Борис Мастеров, Лариса Некроенко, «Мастерская Мастерова»
30 января 2008 г.
Предисловие Ю. Ужакиной, директора Trainings.ru: «Авторы статьи изложили свое видение, что ожидать от тренера и за что он несет ответственность, на заседании Комиссии по оргсопровождению бизнеса 16 января 2008 года. Все присутствующие руководители тренинговых компаний согласились, что провайдер должен гарантировать клиенту результат тренинга не в меньшем и не в большем объеме, чем описано в данной концепции. Клиенты, со своей стороны, должны знать, что дает и не дает тренинг, и не требовать нереальных результатов. Например, результатом тренинга не может быть рост продаж. Его можно добиться только комплексом усилий и мероприятий, где тренинг — лишь одно из звеньев.
По мнению авторов, тренинг дает три результата: изменения в участниках, изменения в системе отношений и взаимодействий участников и решение конкретной бизнес-задачи во время тренинга. Именно за эти результаты тренер и несет ответственность».
Результат тренинга — изменения в участниках
Особенности тренинга
Тренер в пространстве «здесь и теперь» так организует опыт взаимодействия участников, чтобы они смогли измениться и:
- осознать свои личностные особенности и а) целенаправленно использовать их как ресурс в тех или иных ситуациях, то есть развить свои личностные компетенции, или b) изменить эти особенности,
- выработать навык или освоить какую-либо технологию, инструмент (например, освоить технику активного слушания, технику передачи «отношенческих сообщений» невербальными средствами, технику анализа высказываний контрпартнёра в переговорах, технику задавания вопросов для выявления потребностей потенциального покупателя и презентации ему товара в терминах «свойства — преимущества — выгода», НЛП-технологию влияния, технологию расстановки приоритетов, и т. д.),
- изменить своё видение реальности, приобрести новую «картину мира» или какого-то его фрагмента (например, начать видеть людей в категориях типологии Майерс-Бриггс, видеть ситуации вертикальных и горизонтальных взаимодействий в организации в категориях разделения ответственности, научиться различать уровни целеполагания, и т. д.).
Эти три типа изменений, происходящих в опыте «здесь и теперь» (мы их называем соответственно «ресурсными», «инструментальными» и «концептуальными» результатами тренинга — Б. М.) в той или иной пропорции присутствуют в любом тренинге, направленном на индивидуальные изменения участников.
Направленность на изменения людей определяет фокус внимания тренера в ходе тренинга, его позицию в группе (организатор опыта, фасилитатор и помощник), процедуры тренинга, как тренер организует шеринг и рефлексию в группе (например, рефлексивный круг, где каждый рассказывает о том, что ему лично дал этот опыт, ни в коем случае не сравнивая его с другими), групповые правила, нормы и ценности (например, правило «я сообщений», ценность опыта каждого участника).
Адресаты таких тренингов
- Сотрудники (менеджеры) разных организаций (открытый, наборный формат)
- Сотрудники одной организации (корпоративный формат)
Ответственность тренера
По результату «здесь и теперь»:
- Соответствие заявленных результатов фактическим: участники развили свой личностный ресурс, овладели инструментами и получили ориентир (новую, дополнительную) в предметной области, которой был посвящён тренинг, в той степени, которая была оговорена контрактом.
- Осознание участниками границ применения (использования) изменений, которые произошли с ними на тренинге, в жизни (например, границ применения той или иной техники продаж, коммуникативных приёмов, управленческих инструментов).
- Предупреждение участников о необходимости специальной работы при внедрении ими результатов тренинга в практику и о возможных рисках внедрения.
По процессу:
Организация такого опыта участников в тренинге, который обеспечивает достижение заявленных тренером и согласованных с участниками (а также согласованных с Заказчиком, если проводится корпоративный тренинг) результатов (то есть, качественное использование адекватного тренингового инструментария).
По бизнесу:
Согласование с Заказчиком результатов тренинга в терминах изменений участников. Эта ответственность возникает только в том случае, если участники тренинга — сотрудники одной конкретной организации, заказавшей тренинг.
Результат тренинга — изменение в системе отношений и взаимодействий участников
Особенности тренинга
Суть этого направления можно сформулировать так: «Пусть люди остаются такими, каковы они есть, но начнут взаимодействовать иначе и изменят отношения друг с другом». Понятно, что в концептуальный аппарат таких тренингов входят такие понятия, как «функциональная система», диагностика системы (организации, управленческой команды) на предмет поиска элементов, приводящих к её дисфункции, корпоративная культура, ресурс команды, диалог, типология конфликта и т. д.
Такие тренинги проходят иначе, чем тренинги первого направления. Опыт «здесь и теперь» организуется по-другому (например, как групповое решение модельных управленческих кейсов, деловая игра). Рефлексия этого опыта проходит по другим правилам (участники говорят не о себе, а прослеживают связку: «параметры взаимодействие — результат взаимодействия», а если и говорят о себе, то как об осознании своей роли во взаимодействиях). Тренер направляет фокус внимания участников именно на эти аспекты их опыта.
Сейчас это направление активно развивается в бизнес тренингах. Например, различно рода team-building’и, где люди, каждый день «там и тогда» взаимодействующие в одной системе отношений, помещаются в ситуацию, решают задачу, требующую совершенно иных отношений и взаимодействий «здесь и теперь» (экстремальная задача и условия «веревочных курсов», например). Считается, что, получив этот опыт взаимодействий, они понесут в «там и тогда» реальной жизни хотя бы часть й новой системы, сложившейся в «здесь и теперь» тренинга. В бизнес тренингах существуют и более «сухие» и рациональные подходы в рамках этого направления. Например, тренинги для управленческих топ-команд, результатом которых является создание участниками собственных корпоративных технологий принятия решений. В это «продуктовое направление» вписываются деловые игры, в которых команда участников должна достичь игрового бизнес результата и проанализировать, какие факторы их взаимодействия способствовали, а какие препятствовали его максимизации. Одной из интереснейших задач, решаемых такого рода тренингами, является оптимизация взаимодействий в мультинациональных управленческих командах.
Адресаты таких тренингов
- Сотрудники одной организации (подразделения)
- Управленческие команды
Ответственность тренера
По результату «здесь и теперь»:
- Достижение согласованных с заказчиком результатов (эмоциональная сплоченность, овладение новыми технологиями бизнес-взаимодействий и пр).
- Минимизация рисков внедрения/невнедрения освоенных форм взаимодействий (например, технологии проведения совещаний, взаимодействий при анализе задачи, поставленной «сверху» и т. д.).
- Работа на максимизацию положительных эффектов и минимизацию рисков запланированного «последействия» — спонтанного переноса участниками изменённых отношений и способов взаимодействия в организационную реальность.
По процессу:
Организация такого опыта участников в тренинге, который обеспечивает достижение согласованных с Заказчиком и участниками результатов (то есть, качественное использование адекватного тренингового инструментария).
По бизнесу:
- Предложение Заказчику и согласование с ним моделей бизнес взаимодействий, релевантных бизнес задачам и организационной системе компании Заказчика.
- Согласование результатов тренинга.
- Планирование и согласование с Заказчиком «последействий» тренинга — спонтанного переноса участниками изменённых отношений и способов взаимодействия в организационную реальность.
- Предупреждение Заказчика о рисках внедрения/невнедрения результатов тренинга и рисков «последействий», консультирование Заказчика по мерам (оргподдержке) внедрения и минимизации рисков, разделение ответственности с Заказчиком.
Результат тренинга — решение реальной бизнес задачи
Особенности тренинга
Это направление граничит с консалтингом. Результатом таких тренингов (или, точнее, групповых сессий) является принятие бизнес решений реальной группой людей. Самым популярным жанром в этой линейке можно считать модерацию/фасилитацию стратегических сессий. Тренер-модератор организует процесс так, что интеракции участников «здесь и теперь» происходят иначе, чем «там и тогда» (скажем, на совещаниях), и в этой системе взаимодействий группа решает задачу более продуктивно. В отличие от предыдущего направления тренер не фокусирует внимания участников на самом процессе взаимодействий, они проходят в их сознании фоном. Фигурой же является предмет обсуждения, задача: финансовая или маркетинговая стратегия компании, изменения в управленческой системе, ресурсы и рыночные угрозы (как в SWOT анализе, например), и т. д.
Этот результат тренинга уже не требует внедрения, поскольку фактически является управленческим результатом — принятым управленческим решением, полученным «здесь и теперь» с помощью предложенных тренером инструментов (а не в регулярных/привычных формах деловых взаимодействий). Это — прямая интервенция в систему управления компании. Заказчиком может выступать как лицо, ставящая задачи управленческой команде, так и сама команда (в случае топ-команды, например).
Адресаты таких тренингов
Управленческие команды различных уровней.
Ответственность тренера
По результату «здесь и теперь» = «По бизнесу»:
- Максимальное продвижение участников в решении бизнес задачи (задаче организационного развития), поставленной Заказчиком.
- Предложение и использование тренером инструментов и процедур (технологий) выработки и принятия решений, релевантных бизнес процессам компании Заказчика и адекватных решаемой бизнес задаче.
- На этапе заключения контракта (как с заказчиком, так и с участниками на самой сессии): разделение ответственности «за процесс выработки решения» — «за содержание принятого решения» — «за реализацию принятого решения» — «за бизнес и организационные последствия реализации принятого решения».
- На этапе заключения контракта с Заказчиком: анализ рисков принятия бизнес решений в тренинговом (а не в регулярном) формате — риски «последействия» (например, риск нарушения сложившейся системы принятия решений, «сдвиг» критериев принятия решений, или риск подмены существующей системы принятия решений тренингами — «подсаживание» команды на тренинги), консультирование Заказчика по минимизации этих рисков.
и разделение ответственности с ним за эти риски.
По процессу:
Обеспечение такого характера взаимодействий участников, которое максимизирует роль и вклад каждого в процессе выработки и принятия решений, и минимизирует риски данной интервенции для системы управления компании.
Предыдущие публикации статьи:
- Мастеров Б. М. «Три продукта тренинга: Задача — Отношения — Люди», Журнал практического психолога № 5, 2007
- Мастеров Б. М. «Задачи — отношения — люди (тренинги и их «продукты)», «Психология общения: тренинг человечности», Тезисы международной
научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения
Ларисы Андреевны Петровской, Москва, 2007
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна с сохранением всех внутренних ссылок
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться