Но именно он заставляет задуматься об очень простых вещах:
— Россия в течение уже 90 лет исключительно догоняла и повторяла других (перемежая этот процесс периодами разрушения экономики и систем управления), и ни в коей степени не была ориентирована на собственные инновации;
— действительно инновационные достижения либо напрямую преследовались, либо «зависали», не поддерживались, не внедрялись, уходили за рубеж (кроме считанного числа оборонных, да и там ситуация, мягко говоря, была далека от радужной);
— Россия так долго и так щедро делилась своим инновационным и интеллектуальным капиталом с другими странами, что ей самой мало что оставалось;
— полностью отсутствовала (и до сих пор отсутствует) национальная стратегия, стимулирующая инновационный характер развития не то, чтобы экономики в целом, но хотя бы некоторых ключевых отраслей (или хотя бы внятно и непосредственно прописывающая ориентацию на таковое).
Кроме того (по данным журнала «CNews») количество КБ по сравнению с временами СССР сократилось в 4,6 раза, НИИ — в 8 раз; количество организаций, занимающихся R&D, сокращается на 100 — 150 единиц, а количество исследователей — до 7 тысяч человек в год. Умножим, как говорится, на число лет…
К тому же к двум известным российским бедам можно уверенно добавить это вечное ахиллесово внедрение…
Итак, приходится констатировать отсутствие в России не только инновационного бизнеса, но и инновационной культуры как таковой, а также отсутствие достаточной интеллектуальной и деловой массы тех, кто способен и желает все это делать. Но осознание — это не выход из положения. Необходима инновационная стратегика, необходимы новые инструменты, поддержка инновационных процессов, развитие самого инновационного мышления, принятие новых взглядов и подходов. Инновациями надо уметь заниматься. Их просто надо уметь делать.
Куда идти?.. Инновации как цель
Главное — не продукт, главное — маркетинг:
Косметические инновации строятся в основном по шаблону «New!!!». Они не требуют существенных интеллектных усилий и финансовых вложений, дают быструю отдачу и стоят на трех китах:
— выявление психоэмоциональных и инстинктных предпочтений потребителей;
— закладка аттрактантов и механизмов провоцирования рефлекторных реакций;
— рекламный прессинг и брэнд-маркетинговая «раскрутка».
Российские производители товаров и услуг в своей массе ориентируются именно на косметические инновации, дающие «короткие деньги». Это хорошо подтверждается данными опроса, опубликованными в мартовском номере «CNews», где основным мотивом внедрения инноваций признано получение прибыли.
С точки зрения интереса и творчества, в основном это мелкое, легко просчитываемое комбинаторное обновление внешнего вида и несущественных свойств продукта; но один момент все же может представлять действительно творческий интерес: внедрение самой модели перманентных инноваций, модели innovation flow.
Главное — продукт:
Стратегические инновации строятся на радикальном обновлении продукта или услуг, придающем им принципиально или существенно новые качества, свойства, характеристики и стандарты пользования, безопасности, эффективности, удобства и т. д. Стратегические инновации требуют, как правило, значительных ресурсных затрат, внедрения новых и дорогостоящих технологических процессов, использования новейших открытий и достижений науки и техники, значительных интеллектных вложений. Экономический эффект устойчив, но сроки окупаемости могут быть достаточно велики («длинные деньги»). Примерами могут быть ре-ориентацияавиа- и автомобилестроения в конце ХХ века, внедрение системы fast food, развитие отдельных направлений современного сервиса и другие.
У России к настоящему моменту в области стратегических экономически значимых инноваций сохранились позиции, пожалуй, лишь в области производства отдельных видов вооружения. Иные направления практически не просматриваются.
Главное — будущее:
В отличие от двух предыдущих типов, ориентирующихся на удовлетворение уже имеющихся, сложившихся потребностей, прогностические инновации ведут к формированию принципиально новых, не существовавших ранее потребностей.
Прогностические инновации базируются на избирательных, «точечных» интеллектуальных вложениях. Ресурсные вложения, как правило, малы, а экономические и иные перспективы, окупаемость, будущая прибыльность отличаются неопределенностью. В случае успеха отдача может на 5 — 7 порядков превышать вложения. Классические примеры — ПК, мобильная связь.
Россия традиционно дарила подобные «эмбриональные» инновации другим, за неумением использовать их для собственной пользы, не извлекая из этого никакой для себя прибыли.
Где искать?.. Инновации как поиск
Предопределение свыше
Инновации рождаются исключительно на основе поиска; инновационный бизнес — не исключение: ищите и обрящете. Но Россия и здесь подтвердила свое своеобразие: мы еще не начали ничего искать, а нам уже указано, где и что мы должны найти. Как-то незаметно оказались проставлены знаки равенства: высокие технологии = ИТ; ИТ = ПО и вот уже свыше продиктовано: «инновации = нанотехнологии». Так о чем же нам теперь беспокоиться? Может быть и бизнес, который должен стать инновационным, где-то там и спрятан?
Успешно догонять или успешно опережать?..
Пока мы не поймем, что действительные, работающие, перспективные и эффективные инновации — это свободный поиск «на 3600», мы никогда не сдвинемся с мертвой точки в вечной гонке за лидерами. Лидер — это не тот, кто догоняет, а тот, кто опережает. Инновационный поиск — это и принципиально, и потенциально лидерный поиск.
Необходимо, наконец, понять простейшую вещь: областей, где невозможен инновационный прорыв, не существует!!! Пробовать надо все! Нужен широкополосный, «широкоспектральный» инновационный поиск, «свободная охота». Например, во времена «золотой лихорадки» обслуживание золотоискателей стало прибыльнее золотодобычи; в период великой депрессии важным экономическим импульсом послужило производство чулков с черной пяткой; «Империя Барби» родилась из одной куклы; можно упомянуть джинсы, расфасовку простой воды, игры, шоу-бизнес, ту же мобильную связь и многое другое. Но суть не в перечислении, а в том, что,
по большому счету,
экономообразующим фактором может стать все, что угодно и в какой угодно области — образование, отдых, игрушки, путешествия, развлечения, творчество, ничегонеделание и т. д. Инновации, способные изменять мир, скрыты везде. Главное — нестандартное видение; но уж в этом-то Россия всегда отличалась от других стран. Пробовать стоит недорого; дорого стоит отставать. И, прежде всего, крайне нуждается в поддержке эмбриональный бизнес, который сейчас развивается по принципу «не благодаря, а вопреки», а также бизнес, ориентированный на молодые рынки. Причем нужно-то всего ничего: политическая воля, снятие бюрократических зажимов и несколько долей одного процента от величины стабфонда.
Что делать? Инновации как стратегия
Категорический императив…
Приходится напоминать, что в настоящее время не только устойчивость и эффективность бизнеса, но и политический вес стран-лидеров определяется их инновационной ориентацией, умением предчувствовать тенденции будущего и претворять их первыми, а может быть и единственными. Страна, не ориентирующая себя на инновации, уже не может быть в числе мировых лидеров и ведущих игроков на международной арене. И уж тем более это относится к сфере бизнеса. Инновации стали не только топ-приоритетом ведущих компаний, но императивным требованием времени. И если российский бизнес (и российская экономика в целом) хочет занимать лидирующие позиции и оставаться в стержневом русле мировых процессов, у него нет иного выбора, как сделать ядром своей стратегии производство инновационного продукта и оказание инновационных услуг.
Может быть, стоит еще упомянуть, что если отдельная инновация не есть гарантия выигрыша, то отсутствие инноваций есть гарантия проигрыша.
Ядро инновационной стратегии: гонка за потребителем или его создание?..
Уже было сказано, что инновации, как и бизнес в целом, могут быть направлены либо на удовлетворение потребностей, либо на их создание. Косметические инновации также заслуживают уважения, стимулируя повседневное потребление, повышая оборот средств, получение прибыли, налоговые отчисления. Нужно и то, и другое. Но если мы говорим об инновационном бизнесе в целом, то нужны еще и стратегический выигрыш во времени, образование и//или своевременное занятие ниш, внедрение на рынки, освоение и удержание нового жизненного пространства…
Инновационные стратегии — это не гонка за рынком, а его формирование. Самое достоверное прогнозирование изменений — это их создание. Радикальные, стратегически значимые инновационные решения должны выстраиваться не на основе прошлого, а на основе будущего. И, поскольку экономика в целом, отдельные направления бизнеса и конкретные компании принадлежат к классу саморазвивающихся систем, то и стратегии их развития должны быть системными и базироваться на закономерностях их эволюционирования, включающих в себя базовые прогностические векторы и фокусирующие стимулы.
С чего начать?.. Инновации как процесс
Спасение утопающих…
… в России всегда было делом рук самих утопающих. Кто инициирует процесс перехода к инновационной экономике? Как и с помощью чего его инициировать? Кто изменит сам стиль нашего мышления? Кто будет формировать комфортную для развития инноваций среду, стимулирующие условия и тот творческий климат, в котором они будут расцветать и обильно плодоносить? Кто будет заботливо выращивать интеллектуальный потенциал, без которого любые инновации просто обречены на вымирание?
Похоже, что кроме нас самих заниматься этим просто некому.
Но много ли можно сделать, будучи, по сути, самоучками? Пусть даже в плавании и спасении… И будет ли это выглядеть красиво?
Ниоткуда ничего не берется…
Как ни странно, искать и пробовать надо еще уметь. Инновациям надо учить и им надо учиться. А это не такая простая наука, как может показаться. И уж тем более — не такая простая практика, особенно в наших реальных условиях. Стихийное, самодеятельное и разобщенное освоение инновационного бизнеса вряд ли приведет к эффективным результатам. Не так-то легко найти более скучные книги, чем «Менеджмент инноваций» и «Инновационный менеджмент»; и если до их прочтения еще представляешь себе, что такое инновации, то после прочтения уже перестаешь это понимать.
Если современный бизнес не только в значительной степени ориентирован на оказание услуг, но и сам все больше и больше повышает собственную эффективность за счет внешнего по отношению к себе обслуживания (в частности — аутсорсинга и обучения), то тем более требует обслуживания инновационный бизнес.
Если ориентироваться на 3-ю стадию глобального процесса развития инноваций:
Инновационный продукт — Инновационные услуги — Услуги по развитию инноваций
становится очевидным, что рынок диктует прямую необходимость нового вида услуг: специализированной профессиональной интеллектной поддержки (интеллект-сорсинга) бизнеса вообще, и инновационного бизнеса, инновационной стратегики, новой экономики — в первую очередь.
Процесс требует…
При серьезном к ним отношении и видении действительно стратегических перспектив, инновационные процессы требуют привлечения действительно новейших интеллектных ресурсов, интеллект-инструментов и технологий. Процессы требуют специальной и тщательной организации и интеллект-обеспечения инновационного поиска, проектных разработок (R&D), создания новых ниш, стратегической диверсификации направлений деятельности. Помимо естественного требования формирования инновационных команд, необходимо повышение их инновационной и креативной квалификации, обучение их работе в режиме think tank и аналогичных генерационных режимах, обработке массивов предложений, переводу широкого спектра поиска в точечное фокусирование усилий и ресурсов, разработке интегрированных стратегий инновационного развития, принятию стратегически значимых решений и т. д.
И в первую очередь, инновационные процессы требуют инвестирования средств в развитие интеллектуального потенциала, целенаправленного его повышения.
И не в последнюю очередь, инновационные процессы требуют разработки конкретных, полноценных стимулов и мотиваций, обогащения рабочей деятельности, наполнения ее смыслом и интересом.
Требование времени
В настоящее время инновации — не прихоть и не благое пожелание, а в буквальном смысле вопрос стратегического выживания.
Вызовы, предъявляемые России в целом, и ее экономике и бизнесу в частности, более чем серьезны; без перехода к новой модели существования, включающей инновационную компоненту, ответ на них практически невозможен.
Трудно идти вперед, держа все время свою голову повернутой назад. От постоянной критики самих себя мало что прибавляется, да и пока что не такие уж мы и бедные на голову… Несмотря на все разбазаривание, интеллектуальный потенциал у нас пока все еще есть и достаточно доступен для использования: лучшие умы стремятся не к деньгам, настоящим умам прежде всего хочется, чтобы было интересно. Достаточный для начала, для запуска процесса интеллект-инструментарий у нас тоже есть, в том числе уникальный. Дело, как всегда, за малым: перевести отсутствие в наличие и привести наличие в действие.
При полной или частичной ре-публикации материала, а также использовании его фрагментов при подготовке других статей ссылка на www.trainings.ru обязательна.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться