График 1. Изменение заработной платы
Больше всего в вопросе повышения зарплат повезло сотрудникам компаний из индустрий «Потребительские товары» (52%) и «Фармацевтика и медицинское оборудование» (52%).
СМЕНА РАБОТЫ В 2020 ГОДУ
Ситуация, сложившаяся в мире в 2020 году, повлияла на планы по смене работы соискателей. На текущий момент в активном поиске находится 24% респондентов. Для сравнения, в прошлом году в этот период времени работу искала почти треть респондентов. В 2020 году кандидаты менее склонны менять работу, даже если поступит привлекательное предложение. Это вполне понятно, потому что люди не готовы к смене работодателя в период нестабильности: 22% вообще не готовы к смене работы в ближайшее время (против 16% в 2019 году).
График 2. Планы по смене работы
Почему сотрудники меняют работу?
Отсутствие возможности развивать карьеру и неудовлетворительный уровень зарплаты по-прежнему являются основными причинами ухода из компании. Часто респонденты отмечали, что меняют работу потому, что им становится скучно на предыдущем месте. Для топ-менеджеров одной из важных причин ухода оказалась смена руководства, для менеджеров среднего звена – неподходящая корпоративная культура в компании, а для специалистов – стресс на работе.
Уходят с работы из-за отсутствия перспектив карьерного роста, а приходят на новое место из-за более высокого оклада. Более половины (52%) респондентов выбрали именно эту причину как основную при принятии решения в пользу нового работодателя. Далее следуют такие причины, как «Более широкий круг ответственности», «Лучшие возможности карьерного роста», «Личность руководителя» и «Хороший коллектив»
Чего ожидают при переходе?
Почти треть респондентов (29%) рассчитывают на повышение на 21-30%. 9% хотят зарабатывать как минимум на половину больше от уже имеющегося оклада. Другие 9% не рассчитывают на увеличение, а 1% даже готов к снижению дохода.
График 3. Ожидания по изменению заработной платы при переходе на новое место работы
Как долго ищут новую работу?
27% респондентов, искавших работу за последний год, нашли ее менее чем за месяц. Еще 32% на это потребовалось от одного до трех месяцев.
График 4. Продолжительность поиска работы
Половине кандидатов в возрасте 21-24 лет на поиск работы потребовалось не более месяца. Дольше 4 месяцев пришлось искать работу участникам опроса от 51 года (46%). По аналогии с возрастом сроки поиска зависят от уровня позиции. Здесь также работает принцип «чем старше по должности сотрудник, тем дольше он ищет новую работу». 67% специалистов нашли работу менее чем за три месяца. А вот топ-менеджерам для поиска подходящего места работы потребовался более долгий срок. 37% из них искали работу больше 4 месяцев. Это неудивительно, поскольку и сами такие кандидаты, и работодатели в отношении них гораздо более избирательны. В среднем каждый пятый руководитель проходит 5 и более интервью прежде, чем получить желаемую должность.
Как меняются способы поиска работы?
За прошедший год наши респонденты стали реже трудоустраиваться с помощью сайтов по поиску работы (34% в 2020 против 42% в 2019). При этом респонденты стали чаще получать «оффер» от компании благодаря сотрудничеству с рекрутинговой компанией (13% в 2020, против 9% в 2019). Важность профессиональных и личных контактов при поиске работы также возросла.
УДАЛЕННАЯ РАБОТА
2020 год дал всем нам понять, что работать можно не только из офиса. Безусловно, некоторые компании и ранее практиковали дистанционную работу для офисных сотрудников, но в период пандемии переход на «удалёнку» стал массовым. Возможность работать из дома в том или ином виде есть у 65% участников исследования. Более 50% сотрудников такой возможностью время от времени пользуются. Исключая ответы участников, которые перешли на удаленный формат по причине режима самоизоляции, в среднем наши респонденты работают из дома 1–3 дня в месяц (55%).
С переходом на home-office стало понятно, что важно не то, сколько часов сотрудник работает, а то, какой результат приносит его работа. 43% респондентов не заметили изменений в эффективности своей работы по сравнению с офисом, а 39% даже отметили, что стали работать лучше и успевать больше. Кстати, с переходом на удаленную работу почти половина респондентов (45%) заметили увеличение объема работы.
График 5. Объем работы и эффективность на удаленке
67% наших респондентов дали среднюю оценку удаленной работе и указали, что у такого формата есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов оказались: экономия времени на дорогу, и как ее следствие, появление времени на личные дела. Также, участники отметили отсутствие дресс-кода и надобности подстраиваться под традиции коллектива. Главной отрицательной стороной дистанционного формата работы респонденты считают отсутствие социальных связей (55%). 34% сложно совмещать рабочие и личные дела. Причем для респондентов, у которых четверо и более детей, этот процент составляет 64%. 8% не нашли никаких минусов в работе из дома.
Уже сейчас многие компании пересматривают свою политику в отношении удаленной работы. Кто-то решил, что офис вообще больше не требуется, кто-то переводит часть персонала на работу из дома, а кто-то вводит гибридный график и незакрепленные рабочие места. Мы спросили участников исследования, как бы они хотели работать после пандемии. 18% хотят постоянно работать удаленно, и наоборот, только из офиса хотят работать 9%. Большинство (37%) составили респонденты, которые предпочли бы работать из дома 3-4 раза в неделю.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ
На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, что сотрудники в большей степени удовлетворены межличностными отношениями со своими коллегами и руководством, а менее довольны финансовыми аспектами своей работы. В 2020 году ситуация не поменялась.
Льготы
Сравнивая в этом году наличие и важность для сотрудников отдельных льгот, мы пришли к выводу, что у некоторых льгот есть «отрицательная важность», т. е. они есть у большого процента респондентов, а их важность низка. Например, работодатели 53% респондентов оплачивают сотрудникам мобильную связь, но важна такая льгота только для 16%. Чего участникам опроса не хватает, так это ДМС для членов семьи и гибкий график работы. Возможно, работодателям стоит пересмотреть компенсационные пакеты, исключить те льготы, важность которых не так высока, и добавить более ценные.
График 6. Льготы: важность и наличие
Стили руководства
«Приходят в компанию, а уходят от руководителя». Мы спросили респондентов, какого стиля управления придерживается их руководитель (авторитарный, демократический или либеральный), и под каким они работают эффективнее.
53% респондентов ответили, что работают при демократичном стиле, у 18% либеральный менеджер, 24% назвали стиль своего руководителя авторитарным. При этом 75% заявили, что эффективнее работают, если их руководитель придерживается демократичного стиля, а 3% – что лучше справляются со своими задачами при более авторитарном руководстве.
Готовы ли вы рекомендовать своего работодателя?
74% участников опроса готовы порекомендовать своего работодателя, однако каждый пятый не готов. Мы заметили, что, чем дольше сотрудник работает в компании, тем более он лоялен и готов ее рекомендовать как работодателя.
Готовность порекомендовать свою компанию также напрямую коррелирует с планами по смене работы. Респонденты, находящиеся в поиске, только в 45% случаев готовы дать рекомендацию на своего текущего работодателя. В то время как те, кто категорически не рассматривает возможность смены работы, в 95% случаев с радостью порекомендуют свою компанию.
График 7. Готовность рекомендовать работодателя и планы по смене работы
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться