· Обосновать логику решений по организации образования развивающего типа
· Рассмотреть различные подходы к современному образованию и показать возможности и ограничения данных подходов к образованию взрослых
· Попрактиковаться создавать планы учебного занятия в рамках различных подходов к образованию
Кому модуль был полезен:
Тем, кто занимается развитием, технологам в образовании взрослых, организаторам корпоративного обучения и образования. Также, участие в модуле могло бы быть полезным для hr-провайдеров, ведь у этой категории участников есть большие, чтобы влиять на систему образования развивающего типа в целом.
Модуль был поделён на 4 раздела.
В разделе 1 обсуждались следующие темы:
— В какой парадигме существует современное образование в целом. Какие задачи сегодня призвано решать образование.
— С какими вызовами сталкивается сегодня профессиональное образование. Каковы актуальные тенденции и условия успешности образования.
«Андрей Теслинов разграничивал понятия «Рост» и «Развитие». Рост — это увеличение количества без изменения качества. Развитие — процесс усложнения и увеличения разнообразия, средство существование всего живого. Образование должно служить этому процессу.»
Далее участникам было предложено рассмотреть различные решения по созданию развивающего образовательного пространства.
Раздел 2 был посвящен решениям по созданию развивающего образовательного пространства.
Хорошая образовательная среда выстраивается из следующих решений:
1. О выборе образовательной парадигмы — как ответ на вопрос каков наш образец образования
2. О выборе образовательной модели — как решение о некоем особенном характере организации образования как технологической целостности
3. Об ориентации на уровни требований к образованию — как решение о том, на какой уровень запросов времени ориентируется школа
4. О принципах организации образовательного пространства — как решение об облике внутренней среды
5. О выборе подхода к образованию и обучению — как решение об отношении к обучающемуся, определяющее образовательные технологии
6. О модели организации образовательного процесса — т.е. из каких шагов выстраивается образовательная деятельность
7. О содержании образования — т.е. решение школы о том, что будет образовательной продукцией её учеников, решение о проектируемых результатах
8. О подходе к управлению качеством (как разницы между текущими результатами самообразования и целевыми) образования — решение о способах управления результатами образовательного процесса
9. О принятых образовательных технологиях — как решение о конкретных видах деятельности, направленной на гарантированное достижение образовательных целей
10. Об уровне собственного целеполагания — цели школы в образовании
11. О разнообразии оргформ образования — как решение о глубине дидактического разнообразия образования
12. О подходе к подбору «преподавателей» — кто выступает в качестве средств изменений образовывающихся
Раздел 3. Обоснование подходов к образованию развивающего типа
Подход к образованию — доминирующее отношение к человеку в образовании, определяющий способ воплощения образовательной парадигмы в виде её проекции на образовательные технологии.
Разобрали различные подходы к образованию развивающего типа, которые различаются по тому, как определяют человека в системе образования.
В рамках модуля разобрали такие подходы:
1. Компетентностный — человек как набор навыков, умений, знаний, которые необходимы для выполнения конкретных видов деятельности.
2. Деятельностный подход — человек как субъект, существующий в деятельности. Суть подхода: «Человеческая жизнь — это совокупность сменяющих друг друга деятельностей» (А.Н. Леонтьев).
Базовая схема подхода — необходимо организовать освоение деятельности по её пяти основным «векторам»: люди, отношения, цели, процессы, методы.
3. Проблемно-ориентированный подход — человек как существо, развивающееся лищь в ходе пробрасывания впереди себя целей и движения к ним через осознанное преодоление преград. Базовой ценностью здесь является стремление к совершенству.
4. Контекстный подход — человек развивается лишь при смене различных культурных контекстов, каждый из которых вносит в его поле новые возможности.
5. Личностно-ориентированный подход — человек рассматривается сквозь призму его ценностей, что и определяет его возможности как деятеля.
После полноценного разбора подходов участники по группам составляли учебный план по выбранной теме в рамках конкретного подхода и презентовали свои решения.
Структура для подготовки плана учебного занятия:
1) Тема занятия
2) Образовательные цели
3) Другие цели
4) Орг. форма учебного занятия
5) Структура учебного занятия
6) Виды учебных заданий
7) Формы и «фокусы» рефлексии
Модуль 4. Условия успешности подходов к образованию
Участники разбирали принципы организации развивающей образовательной среды в компании, говорили об организационных форматах при исполнении подходов к образованию и обосновывали образовательную концепцию компании.
После чего участники давали обратную связь преподавателю. Андрей Теслинов предложил комплексный и системный взгляд на образование в целом, структурировал образовательный процесс. В конце модуля все участники находились ещё в процессе осмысления, но отмечали, что точно увидели то, чего они ещё не пробовали в своих организациях и могут применить на практике полученный материал.
18 сентября Андрей Теслинов выступит на VIP-дне HR&Trainings EXPO 2018 с темой«Современные корпоративные культуры: куда и как развиваются». Больше о конференции >>>
При полной или частичной ре-публикации материала, а также использовании его фрагментов при подготовке других статей ссылка на www.trainings.ru обязательна.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться