Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Круглый стол о сертификации бизнес-тренеров. Подробности заседания

28 ноября 2007, 13:31 | Новости,
Круглый стол о сертификации бизнес тренеров  Подробности заседания

Редакция Trainings.ru
28 ноября 2007 г.

В начале ноября 2007 года прошел круглый стол, посвященный сертификации бизнес-тренеров России. Его организатором стала Комиссия по организационному сопровождению бизнеса Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы.

Trainings.ru уделяет большое внимание вопросам сертификации бизнес-тренеров. Мы уже публиковали небольшой отчет о работе круглого стола, а также статью Марины Шакаловой, президента MTI о том, зачем нужна сертификация. В данном материале мы предлагаем выдержки из выступлений докладчиков круглого стола Комиссии по оргсопровождению бизнеса.

Халиль Шагиев, председатель Комиссии, директор компании «Бизнес Дизайн Групп»:

Несколько лет я прожил в Силиконовой долине и убедился, насколько серьезно компании относятся там к обучению персонала. Тренинги, коучинг, консалтинг — очень много усилий компания прилагает к развитию людей. Бюджет на обучение одного человека доходит до 5000 $ в год. Есть примеры тренинговых мероприятий с огромным бюджетом, в несколько миллионов долларов, например, тренинги Тони Робинса (Anthony Robbins, известный в США тренер и мотивационный спикер, www.tonyrobbins.com, прим. Trainings.ru).

Если мы здесь, в России, будем каждый сам по себе, мы будем как-то развиваться. Именно «как-то». При такой разобщенности невозможен качественный скачок рынка.

Ни для кого не секрет, что на рынке уже были попытки создания тренинговых ассоциаций, но все они не слишком успешны. Мне кажется, что Комиссия по оргсопровождению бизнеса при Правительстве и мэре Москвы — хорошая площадка для объединения усилий и, прежде всего, усилий серьезных игроков. Например, когда мы вместе, нам легче развивать тренинговый рынок, повышать качество услуг, выстраивать отношения с госорганами и масс-медиа. Сертификация бизнес-тренеров может стать важным инструментом повышения качества услуг и также требует единения рынка. Уверен, что наша совместная работа в рамках комиссии поможет ее становлению.

Юлия Ужакина, директор Trainings.ru:

На рынке у бизнес-тренера существует масса возможностей пройти сертификацию. Такая ситуация сложилась благодаря широкому определению слова «сертификат». Под сертификацией бизнес-тренера подразумевается факт подтверждения кем-либо их профессионального уровня.

При всем многообразии выбора все сертификации укладываются в три типа (по мнению экспертов Trainings.ru):

1) квалификацию подтверждают после прохождения обучения в школе тренеров (или коучей)

2) квалификацию подтверждают тренинговые (или консалтинговые) компании в соответствии со своим представлением о профессионализме либо для своих сотрудников, либо для сотрудников других компаний

3) квалификацию подтверждает комиссия при профессиональном сообществе

Если посмотреть, как развиваются институты сертификации бизнес-тренеров в мире, то видно невооруженным глазом присутствие всех трех видов сертификации при мощных позициях сертифицирующих органов при профессиональных ассоциациях. Вот с этим в России пока плохо.

При всем глубочайшем уважении к существующим сертификатам тренинговых компаний, нужно развивать сертификацию при какой-либо профессиональной ассоциации. На наш взгляд, сертификация Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) имеет все шансы стать авторитетным регулирующим механизмом, несмотря на те недостатки, которые пока есть в предложенной процедуре. Саму процедуру можно совершенствовать до бесконечности, главное, что процесс стартовал.

Более подробно о сертификации в России и за рубежом можно прочитать в статье Ю. Ужакиной«Сертификация бизнес-тренеров: анализ и прогнозы» прогнозы”.

Марина Шакалова, президент MTI:

Я искренне рада, что тема сертификации бизнес-тренеров привлекла столько коллег на этот круглый стол. Для меня это значит, что вопрос сертификации беспокоит многих и сообщество готово к обсуждению вариантов.

Когда мы вместе с коллегами начали разрабатывать процедуру сертификации и провели первую сессию, мы ожидали большее количество негативных мнений, чем они были на самом деле. Для нас это еще одно доказательство, что сообщество предпочитает не кидать камнями в тех, кто начинает это непростое дело, а открыто к обсуждению.

Если есть отрасль, то у нее должен быть регулирующий орган. Если тренинговый рынок претендует называть себя отраслью, то у нас также должен быть некий институт регулирования. Я убеждена — если регулятор в виде сертификации будет отсутствовать, нам не освоить потенциал этого рынка. Сертификация — это еще и входная рамка для выхода на рынок.

Изначально инициатива шла от РАБО. Причин, почему MTI откликнулась на приглашение войти в состав рабочей группы по разработке процедуры сертификации, две:

1. РАБО — уважаемая, очень крупная и авторитетная ассоциация. Именно она стала для рынка бизнес обучения регулятором программ МВА. Именно РАБО добилась, чтобы диплом МВА был признан в России. Это очень большое дело, посильное только сильному объединению. То, что РАБО обратились к тренингам, говорит о признании ими тренинга, как полноправной формы бизнес обучения.

2. Для нас много значило, что инициативу РАБО поддержала компания «Институт тренинга». Профессионализм и этика идут всегда рука об руку. «Институт тренинга» ведут себя очень этично в конкурентной бизнес-среде. Это очень профессиональная компания с большой историей.

Когда мы с коллегами стали разрабатывать основу оценки тренеров — модель компетенций бизнес-тренера, конечно, мы обратились к тем моделям, которыми пользуются компании члены комиссии. Выяснилось, что модели компетенций MTI и «Института тренинга» во многом совпадают, т. е. мы двумя ногами стоим на одном и том же фундаменте.

На данный момент проведено 3 сертификации. Сертифицирован 21 человек.

Сертификация в нынешней ее сути — это попытка объединить сильных представителей рынка. Не задавить слабых и пока еще не слишком опытных, нет, конечно, а сформировать мнение, в первую очередь, среди заказчиков услуг, что бизнес-тренер — это представитель большой отрасли.

Конечно, в этой сертификации есть нерешенные проблемы, но мы постоянно над ними работаем, ищем наиболее эффективные пути и модели. Все эти проблемы решаемы при желании и воле сторон. Добавлю еще — при поддержке рынка.

Из основных задач на сегодняшний момент обозначу продвижение сертификации не только среди ее потенциальных участников, но и среди клиентов. Среди них сертификат РАБО должен быть весомым, над этим сертификационная комиссия и РАБО должны работать постоянно. До этого мы концентрировались на методологической части процедуры, очень осторожно освещая нашу деятельность в масс-медиа. Возможно, слишком осторожно. Именно поэтому у нас не было достаточной обратной связи с рынка.

Для того, чтобы проект начал жить в полную силу, необходимо накопление критической массы. Иначе все наши усилия превратятся в писк на этом рынке. Я считаю, что РАБО — прекрасная основа для развития процедуры сертификации бизнес-тренеров в России. У них есть желание это делать, ресурсы и авторитет.

Нина Юрьевна Хрящева, директор компании «Институт тренинга»:

В начале 80х годов я проходила обучение для тренеров в Лейпцигском университете. После обучения нам дали сертификат, где было написано, что мы имеем право проводить тренинги на территории тогда еще ГДР. Наш тренер сказал нам: «У нас маленькая страна. Если у вас нет такого разрешающего документа, от вас отвернутся коллеги».

«Институт тренинга» вступил в РАБО 10 лет назад. На тот момент мы были первой и единственной тренинговой компанией в ассоциации. Присоединяюсь к мнению Марины, РАБО действительно очень авторитетная ассоциация, она очень много делает на рынке МВА. Уверена, их поддержка будет ценной и для нас.

У сертификации бизнес-тренеров РАБО пока нет громких результатов, но тем, что мы сделали для сертификации, мы довольны. Главное, процесс начат. Быть первыми, стоять у истоков, не зная, как на твои усилия отреагирует рынок, не так просто, как кажется. Для всех членов сертификационной комиссии эта работа — общественный проект. Мы все считаем, что он крайне важен для рынка, и готовы тратить свое время на него.

В 3х сертификационных сессиях нет ни одного человека, кто бы не прошел процедуру. Во многом, благодаря тому, что пока мы сертифицировали очень опытных тренеров. Думаю, претендентов не пройти сертификацию отпугивает ее сложная процедура и, возможно, цена.

Дмитрий Димитриев, генеральный директор ГК «МИМ»:

МИМ проводит сертификацию вместе с IIMD, это подразделение крупнейшей тренинговой компании Mercuri. Как человек, который прошел не одну сертификацию (IPMA, сертификацию в Mercuri), могу сказать, процедура, проводимая нами в Москве, гораздо серьезнее, чем в Германии. Один только тест кандидаты заполняют до 6 часов. Кстати сказать, 8 ми бизнес-тренерам присвоили по результатам сертификации более низкую категорию, чем они претендовали. Это лишний раз говорит о серьезности нашей процедуры.

Сертифицировать бизнес-тренеров по нескольким категориям могут только сертифицированные тренеры в категории «А» («Директор корпоративного университета»).

Любовь Гвоздилина, руководитель службы корпоративного бучения ВТБ-24:

Сертификация — неоднозначная тема. До этих пор я не обращала внимания ни на какие сертификаты и корочки тренера. Я прошу показать методическую карту тренинга и смотрю, как он проводит тренинг, именно так можно оценить его профессионализм. По большому счету мне все равно, есть ли у него сертификаты, и кем они выданы.

Тем не менее, слушая вас, коллеги, я стала задумываться над целесообразностью сертификации. Ни в коей мере своей позицией я не хочу оспорить эту идею. Если бы тренинговый рынок объединился, создал стандарты работы тренеров, а тренеры подтверждали, что они работают в этих высоких стандартах, думаю, это помогло бы мне в работе с тренерами, в их оценке. Но что мне точно помешает, если сертификаций будет несколько. Тогда мне нужно будет еще уметь оценить, чей сертификат «главнее».

Борис Мастеров, партнер ГК «Мастерская Мастерова»:

Очень важно привязать сертификацию к рынку. Кто ставит задачи и задает стандарты работы? Рынок! Наши заказчики имеют полное право ничего не знать про консалтинг, тренинг. Бизнес мыслит в категориях бизнеса. Поэтому при сертификации бизнес-тренеров нужно исходить из того, достигает ли тренер результатов, которые ставит перед ним бизнес, или нет: изменилось ли что-то в людях, которые пришли на тренинг, изменилась ли система взаимоотношений, решены ли производственные задачи.

Мне кажется, что прежде нужно решить, что должно стать результатом работы тренера, и потом именно это и оценивать.

Глеб Архангельский, директор компании «Организация времени»:

Мне более симпатична идея сертификации ассоциации, а не тренинговыми компаниями, даже если они очень авторитетны, и их возглавляют звезды.

У нас в компании процесс «взросления» тренера непростой — 1 год проходит с момента входа тренера в компанию до момента его допуска к клиенту и до 1.5 лет, если речь идет об очень крупном клиенте. Это элемент нашей внутренней сертификации тренеров. Я поделюсь процессом отбора тренеров к нам в компанию, возможно, какие-то идеи можно будет взять в сертификацию.

Один мой знакомый рассказывал мне, как они отбирают девушек для фото сессий журнала «Плейбой» по их домашнему видео, которое те присылают. Отбирающие смотрят не на то, как девушка снимает лифчик, а на фактуру девушки: «Снимать лифчик научим, а вот фактура должна быть изначально».

У нас похожий подход. Снимать лифчик, т. е. как рисовать на флипчарте или работать с динамикой группы, мы научим, но если у будущего тренера нет фактуры, то все будет без толку. На что мы обращаем внимание:

1. Общая вменяемость и адекватность

2. Приятный внешний вид

3. Грамотная письменная и устная русская речь

При наличии этих данных мы смотрим, горят ли у него глаза, когда речь заходит о тренинге. Он должен быть возбужден темой тренинга и всем, что с ним связано. Этому не научишь! Это должно быть изначально.

Потом мы их тщательно учим, и, обучая, отсеиваем. Небольшая статистика: из 7 тренеров, которые до нашего обучения и отбора были фрилансерами, лишь один в результате остается работать у нас в компании.

Я хочу поддержать тех, кто начал процесс становления сертификации бизнес-тренеров. Небольшое соображение. Мне кажется, что процесс буксует еще и потому, что сейчас недостаточно яркий состав тех, кто стоит сейчас во главе процесса. Мне пришла в голову такая аналогия. Екатерина II издала указ, кому из священнослужителей давать митру. В какой-то момент церковь поняла, что обладающих митрой слишком много и предложила особо заслужившим давать митру с плюмажем. Так вот в сертификации должны участвовать бизнес-тренеры с плюмажем.

Я убежден, что наш рынок никуда не денется от сертификации, так что пожелаем ей удачи.

Михаил Кларин, управляющий партнер STS-Vostok:

Коллеги, обратите внимание, как вырос наш рынок профессионально за последние годы. Теперь наша задача расти в плане объема рынка и структурировать его. Он еще молод, далек от созревания, именно поэтому нельзя упустить момент введения на рынок процедуры сертификации.

Мне кажется, что для совершенствования процедуры нужно черпать идеи с других рынков или других видов сертификации на нашем же рынке. Например, наша компания сертифицирует тренеров по продукту. Т. е. обучает их и подтверждает экзаменом способность тренеров вести тренинги по управлению проектами. Как правило, это касается внутренних тренеров наших клиентов. При такой сертификации она очень тесно привязывается к контексту компании клиента. Кроме того, такой вид сертификации крайне прагматичен — клиент четко понимает, за что он платит деньги, ведь в результате он получает технологию и пул обученных тренеров. Он может таким образом экономить на гонорарах провайдеру.

Сейчас я вижу, что есть зазор между самой идеей сертификации и способом ее воплощения. Несмотря на это, я с глубоким уважением отношусь к начинанию РАБО, а MTI и «Институт тренинга» большие молодцы, что не побоялись, что на них будут показывать пальцем. Уверен, что рынок сам начнет в какой-то момент регулировать сертификацию РАБО, но только в том случае, если РАБО будет слушать рынок.

Призываю всех быть не только наблюдателями за тем, как происходит становление сертификации бизнес-тренеров, но и становиться участниками процесса.

При републикации материала ссылка на www.trainings.ru обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar