Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Чему будут учиться в корпоративном университете «КАМАЗа»

28 июля 2008, 15:11 | Мнения, L&D, HR-сервисы,

Ольга Ерашова, корреспондент ОАО «КАМАЗ»
28 июля 2008 г.

Прежде чем поэт Евгений Евтушенко написал: «Университет — горделивость Казани», главный республиканский вуз прошёл исторический путь длиною более чем в полтора века. Ответ на вопрос, станет ли корпоративный университет «КАМАЗа» его «горделивостью», видимо, тоже сумеет дать только время.

Идея создания подобной структуры «носилась» над «КАМАЗом» не один год и «вызревала» в блоке заместителя генерального директора по персоналу. В том, что ей, как сейчас говорят, «по определению» суждена акселерация, сомнений не возникает.

В начале марта директором корпоративного университета была назначена Светлана Михеева, до этого с 2002 года работавшая начальником отдела развития персонала в ОАО «КАМАЗ-Металлургия», ещё раньше — преподавателем на кафедре менеджмента КамПИ. Сама Светлана Александровна — человек с университетским образованием, окончила исторический факультет КГУ. Фундаментальной науке она предпочла симбиоз теории и практики. На «КАМАЗе».

Вместо здания с колоннами

— Светлана Александровна, у многих людей слово «университет» вызывает перед мысленным взором величественное здание с колоннами. Но что мы получим, прибавив к этой стойкой ассоциации определение «корпоративный»?

— Корпоративный университет — не здание, а сообщество организаций во главе с компанией, его создающей, на долгосрочной основе сотрудничающих в области обучения персонала для корпорации.

Давайте сразу же дистанцируемся от академического образования, которое даёт университет как вуз. Его программы носят общий характер, не «заточенный» на проблемах и задачах компаний, занятых в сфере производства, бизнеса. Отсюда и вытекают цели корпоративного университета, задача создания которого передо мною поставлена: наполнить университетские (читай — современные, передовые) технологии обучения, развития конкретным содержанием, необходимым именно нашей компании.

— Другими словами, поскольку система образования у нас пока от потребностей бизнеса отстаёт, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?

— Тенденция создания корпоративных университетов в мировой практике известна, для примера можно назвать компании «Моторола», «Дженерал Электрик», в России — «Северсталь», «Русал». Формы могут быть самые разные, от чисто виртуальных, использующих лишь мультимедийные или вэб-технологии, до физически существующих учебных центров. Все корпоративные университеты имеют свою специфику, но, как правило, их объединяет то, что они являются инструментом стратегических изменений и совершенствования управленческих и производственных процессов корпорации, формирования единого поля корпоративной культуры. Наличие общих подходов, методологии в этом плане особенно актуально при территориальной удаленности входящих в корпорацию организаций.

Пройдёмте в аудиторию

— Значит, потребность в создании корпоративного университета «КАМАЗ» ощутил наиболее остро именно сейчас, когда появились новые системы менеджмента и новая идеология — постоянное совершенствование? В таком случае, можно ли сказать, что весь персонал «КАМАЗа» каким-то образом становится аудиторией корпоративного университета?

— «Каким-то образом» — это как сейчас. А у компании должна быть единая система, единая политика развития отдельных работников и команд и встроенных в процесс изменений процессов обучения. Вот говорить о непрерывности системы обучения для работников «КАМАЗа» вполне уместно.

— Но у «КАМАЗа» есть давний испытанный партнёр — РИПТиБ, есть учебные центры на заводах. На каких началах будут строиться их взаимоотношения с корпоративным университетом?

— Я бы добавила: а ещё — колледжи, вузы, готовящие тех самых «не вполне заточенных» специалистов для «КАМАЗа». Названные вами структуры выполняют своё предназначение, занимают свою нишу. Было бы абсолютно неразумно и даже расточительно отказываться от имеющихся «активов» — материальной базы, лицензий, аккредитаций, которые имеются у РИПТиБа и очень высоко ценятся. Речь идёт о наличии единого концептуального методического стержня в области развития персонала и партнеров «КАМАЗа» (каковым, предполагается, и станет корпоративный университет), что отнюдь не означает потерю самостоятельности для других субъектов деятельности.

Диплом на мониторе и… в голове

— А какое стартовое образование необходимо, чтобы стать студентом корпоративного университета? Может ли рассчитывать на поступление в него слесарь с конвейера? Начальник бюро? Его руководитель?

— И тот, и другой, и третий, и вообще любой работник, только целевые группы могут быть разными, потому что цель обучения — не расширение кругозора, а приобретение знаний и навыков с определённой практической целью — использовать в работе, улучшать, совершенствовать рабочие процессы. Использование учебного IT-портала (этот проект на «КАМАЗе» сейчас — в стадии завершения) предоставляет доступ к обучающему ресурсу для практически неограниченного количества «стьюдентов», значительно расширяются возможности рядовых сотрудников и снижаются затраты на обучение. Знания сейчас устаревают так быстро, что любой взрослый человек постоянно должен находиться в процессе обучения.

— И свой диплом об окончании курса в корпоративном университете «стьюдент» тоже увидит лишь на мониторе компьютера?

— Почему бы и нет? Ведь главное — не «корочки», а то, что остаётся в голове. Долю виртуального обучения, на мой взгляд, необходимо существенно увеличивать. Хотя оно, конечно, не может заменить общения в учебной группе, общения с тьютором (преподавателем-тренером). На что корпоративному университету нужно ориентироваться, так это на «обучение действием», позволяющее в процессе обучения решать реальные проблемы компании.

— А кто будет выступать в качестве тренеров?

— В числе задач, которые мне предстоит решить в первую очередь, — формирование команды. Некоторое количество «своих», постоянных тренеров, владеющих технологиями внедрения изменений, «КАМАЗу», конечно же, будет нужно, да они уже частично и есть, только не в должной мере задействованы. А «узких» специалистов будем приглашать. Это тем более актуально, если речь идёт о массовом обучении (типа «Бережливого производства»). В ближайшей перспективе корпоративный университет должен также создать систему управления знаниями, которая позволит систематизировать знания, уже имеющиеся в компании, обеспечить их распространение и формировать новые.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar